Я думаю, вы согласитесь с тем, что нет на свете ничего красивее парусников. ПАРУСНИКИ - это волшебное слово словно пропуск в тот мир, когда мы с удовольствием слушали рассказы об отважных моряках и о коварных пиратах, о волшебных и таинственных островах, о несметных сокровищах, что таят в себе океанские глубины. С каким упоеним проводили мы морские сражения, боролись с пиратами, открывали новые земли. И пусть не было рядом бескрайнего моря, мы прекрасно обходились и большой рекой, и маленькой речкой, и даже заросший тиной пруд вполне подходил на роль таинственного, полного опасностей и загадок океана. Но вот детство прошло, мы выросли, однако в душе каждого из нас осталась частичка того неведомого, что по прежнему заставляет замирать сердце, когда вдруг случайно услышишь это заветное слово - ПАРУСНИКИ.
ПАРУСНИКИ. И словно стая белокрылых левиафанов проплывает перед тобой в океанской дали. ПАРУСНИКИ. И вот ты уже видишь себя на корабле. ПАРУСНИКИ. И ты ощущаешь соль на губах. ПАРУСНИКИ. Ты чувствуешь? Это ветер, что дует с моря. ПАРУСНИКИ. И пусть от усталости хочется упасть, и впереди еще не один день пути, но рядом друзья, с которыми все по плечу.
Поет пассат, как флейта, в такелаже. Гудит, как контрабас, в надутых парусах И облаков надутые плюмажи Мелькают на луне и тают в небесах.
Чуть-чуть кренясь, скользит как привиденье, Красавец клипер, залитый луной. И взрезанных пучин сварливое шипенье, Смирясь сливается с ночною тишиной.
Вертится лаг, считая жадно мили. Под скрытой в тьме рукой скрипит слегка штурвал. Чу!.. Мелодично склянки прозвонили, И голос с бака что-то прокричал...
Но это сон... Волны весело пену Давным-давно не режут клипера, И парусам давно несут на смену Дым тысяч труб соленые ветра.
Но отчего ж, забывшись сном в каюте, Под стук поршней и мерный стук винта, Я вижу вновь себя среди снастей, на юте, И к милым парусам несет меня мечта!
(Д.Лухманов)
До XIX века, когда на морях и в океанах появились пароходы, история мореплавания была историей парусных судов. За пять-шесть тысячелетий моря и океаны видели бесчисленное количество мачт и парусов в самых разных сочетаниях, этих вариантов было больше, чем сегодня марок и моделей автомобилей. Как жаль, что история парусников, такая богатая и интересная, известна нам так мало! Мы не можем точно описать, как выглядел флагман Христофора Колумба. До сих пор остается тайной размещение весел и гребцов на античных тримерах. Чрезвычайно неполны наши знания о мореплавании в Средиземном море периода падения Римской империи. Никогда уже не узнать судьбы многих затонувших кораблей, как и исчезнувших континентов.
Парусные суда всех эпох и народов - живые свидетельства трудного и извилистого пути человечества к прогрессу, пути ошибок и побед, жестокости и благородства.
Волнует многообразная картина парусного мира начиная от первых дикарских пирог до торговых и боевых парусников, шхун, перевозивших негров в рабство, исследовательских и пиратских судов, "посудин" контрабандистов и китобоев, колонизаторского флота - это история смелых людей, для которых море было синонимом богатства, власти, славы, а иногда и ужасной гибели.
Древние парусники и их навигаторы заслуживают нашего восхищения и уважения даже сейчас, в конце ХХ века, когда существует и радарная навигация, и космические паруса. Все они общее наследие человечества.Сохранившиеся до нашего времени старые парусники стали музеями или помещены в музеях. В Осло в музее выставлены корабли викингов, в Гринвиче - знаменитый клиппер "Катти Сарк", в Гонолулу - четырехмачтовик, спущенный на воду в Клайде, в Бостоне - фрегат "Созвездие", в Стокгольме - боевой галион "Васа" и многие другие уникальные суда - славные памятники знаменитой эпохи, пятнадцать столетий гонимые ветрами. Но и поныне не окончена парусная эпоха: морские академии имеют учебные парусники, украшение океанов.
...
http://flot.h14.ru/index.htm
Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Дата: Понедельник, 03.01.2011, 14:53 | Сообщение # 3
Капитан
Сейчас: На суше
Суеверия всегда сопровождали людей. Они сопровождают нас со времен язычества, когда каждый шаг сопровождался каким-либо заклинанием или суеверным обрядом. Вот и моряка в течение всей его жизни сопровождают самые различные поверья, легенды, а также множество неписаных правил. Многие из них утрачены, многие удерживаются до сих пор даже среди людей вполне развитых, разумных и безстрашных, следовательно их нельзя приписывать одному невежеству. Причиной возникновения некоторых из них стали длительные пристальные наблюдения мореплавателей за самыми разными явлениями природы. Особенно живучи те поверья, которые появились в результате совпадения момента действия скрытых сил природы с каким-либо несчастьем, случившимся на корабле или с самим кораблем.
Рассказы бывалых "морских волков" были подобны снежному кому, катящемуся с горы, который обрастал по мере того, как рассказчик добавлял к ним что-то свое, новое, стараясь украсить дополнительными "фактами и подробностями". В конце концов подобные подобные повествования превращались в своеобразные морские "охотничьи рассказы", где с трудом можно было понять где тут правда, а где чистая выдумка.
Многие морские поверья идут с самых истков мореплавания, когда необычные и непонятные явления встречались на каждом шагу, а для выхода в море от человека требовалось немало воли и мужества. Многие морские таинственные явления природы - водянные смерчи, фосфоресцирующие волны, "голос моря", огни святого Эльма, ураганые ветры, штормы и т.п.- не могли не способствовать зарождению большого числа легенд, поверий и обычаев, предписывающих, что, когда и как нужно делать моряку, чтобы избежать ужасных последствий этих явлений. Некоторые из этих поверий действительно полезны и помогают выжить в огромном море, но большинство просто забавны и безобидны.
Экипажи старых судов состояли большей частью из людей различных национальностей и разной степени развития. Тут можно было встретить и негра, и мулата, и деревенского моряка, и каботажного матроса - горожанина; протестанта англичанина и ревностного католика испанца. Все они принесли с собой различные суеверные привычки своей родины, усвоенные ими от мамок и нянек, благочестивых старушек и бывалых путешественников, передающие различные суеверия с такой отчетливостью, как будто они сами испытали на себе все сообщаемое ими.
В Англии, например,до сих пор существует мнение, что выход в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го числа, совершенно немыслим и должен быть под любым предлогом перенесен. Ибо пятница, как гласит предание, день распятия Христа. А между прочим, как раз 13-е число чаще других дней в году приходится именно на пятницу. В конце XVIII века это суеверие настолько сильно распространилось, что английское правительство решило доказать абсурдность приметы. Построили корабль под названием "Пятница", который заложили в пятницу, спустили на воду тоже в пятницу, выход судна в первый рейс состоялся в пятницу. Но такова ирония судьбы: судно вместе с командой пропало без вести.
Но не все мореплаватели относили пятницу к несцасливым дням. Например, португальцы и испанцы считали ее благоприятным днем для отплытия, ибо Колумб начал свое первое плавание, во время которого была открыта Америка, именно в пятницу. С числом тринадцать также связано немало любопытных историй. В 1907 г. на подводных камнях погибла семимачтавая шхуна "Томас Лаусон". Она была построена в Америке в 1902 г. и считалась самой крупной в мире, ее валовая вместимость составляла 5218 рег.т. Шхуна была названа именем человека, который написал книгу "Пятница - тринадцатое". Шхуна "Томас Лаурсон" погибла в пятницу 13 декабря. Вот и не верь после этого в приметы!
В России роль несчасливого дня исстари отводилась понедельнику, да и 13-е число тоже было не в почете. Эти дни во флоте всегда считались несчасливыми. Нелюбовь к понедельнику и злополучной "чертовой дюжине" сохранились в сердцах моряков и до наших дней.
ГОБЛИН. Матросы считают его злым духом; он совсем не то, что дедушка домовой, заботящийся о порядке на корабле также как и в конюшне. Гоблин, напротив, считается самым злым демоном забирающимся в корабль сначала его постройки. Матросы верят, что по ночам он обходит все палубы и залезает даже в трюм. Адмирал Виломец в своих записках сообщает, что матросы на военных судах вполне уверены, что днем он прячется в трюме, а ночью подкрадывается к спящим, свистит в уши, иного толкнет в бок, другому подрежет коечные сезни и сонный матрос валится на палубу; у иного украдет табак, а иногда и деньги. Были однако и такие случаи, что гоблина ловили на воровстве и признавали за одного из своих товарищей, которому конечно и задавали порядочную трепку; но это не мешало команде оставаться с прежними понятиями о настоящем гоблине.
Были и другие приметы. Например, чихание: при отплытии на левом борту - признак предстоящего кораблекрушения, на правом - удача в плавании. Если моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что не в силах сдержать чихание, он бегом бросался на правый борт. А матросы Рюйтера верили. что если при нагрузке корабля он наклонялся прежде на левую сторону - плавание ожидалось удачное, если же на правую - то кораблю предстояли разные невзгоды.
Среди русских мореходов бытовали и такие курьезные поверья: не рекомендовалось прикуривать третьим от одной и той же спички, ибо тогда один из прикуривающих обязательно скоро умрет.
С незапамятных времен мореходы стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванные уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль "испытанным" способом вызвать ветер было его "высвистывание". У русских моряков и сейчас в ходу пословица: "Не посвистишь, так и ветра не будет". Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные "заговоренные" свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае. "Высвистывали" ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его появления. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам. Так, например, свистеть во время шторма значило усилить ветер.
Свистун вызывал гнев у окружающих. Были и другие "проверенные" средства вызвать ветер. Например, считалось, что ветер приносило бултыхание швабры за бортом судна, царапание мачты ножом или хотя бы ногтями, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за боорт какого-нибудь предмета в дар морским богам. Однако, как правило, все эти действия вместе взятые, бывало, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство... хорошенько выпоротьсопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан. Ну вот, наконец ветер и подул!Теперь важно сделать его попутным. Для этого моряки брали в рейс карманные платки с узелками в четырех углах, которые символизировали четыре направления по компасу. Развязывая соответствующий узелок, они пытались изменить направление ветра. Если же ветер не менялся, а зачастую так оно и было, моряка ругали за то, что он развязал не тот узелок. Поморы для этого заговаривали нужный ветер, делая при этом засечку на специальной палочке. Эту "палочку-выручалочку" кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного. Ну, а если нужный ветер удавалось поймать, то мореходы строго соблюдали положенные табу, чтобы он не сменился. Теперь никто не свистел, не бросал ничего за борт, прятали подальше швабру и весла (грести при ветре - дразнить его), говорили вполголоса, чтобы не спугнуть его.
Не забывали на море и про богов. Древние греки приносили жертвы Юпитеру, Кастору и Поллуксу и всем другим морским божествам, в особенности же Нептуну, когда ему вздумается разгуляться по морю и поднимать волны едва ли не с трехэтажный дом, а свирепый Борей то и дело загоняет слабые корабли в пучины и береговые прибои.Вболее поздние времена против неделикатности этих морских буянов, матросы придумали произносить различные заклинанияна хлебе, соли, вине и бросали их в море, куда выливали и вино,в надежде, что морские хозяева примут дары с надлежащей благодарностью и не будут тревожить заклинателей. Греки даже в XVII веке, на каждом корабле возили по традцать специально испеченных небольших хлебов, посвященных святому Николаю Чудотворцу, и бросали в воду смотря по надобности, соправождая церемонию разными молитвами и причитаниями. Финские и русские матросы, проходя мимо острова Гохланда, расположенного поперек Финского залива и довольно длинного(10 верст), заслоняющего прямой путь по заливу, бросали за корму медный пятак, с убеждением, если не совершить такого обряда, то остров не пропустит мимо себя судно. Русские матросы особенно почитали святого Николу Морского (Мокрого). Он не только защищал бедных и неимущих, но и мог оказать помощь судам терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты и пр. Николу Морского называли "скорым помошником". В рукописном памятнике поморского мореплавания "Устьянский правильник" этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с позволения Всевышнего. Покровителю же моряков "вперед божья милость дарована", то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой бывает дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.
Бывалые люди флота - решительные противники убийства чаек, да и вообще всякой морской птицы. Идет это тоже из далекого прошлого, от существовашей в давние времена веры, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц.
Когда мореплаватель Каботто отправлен был к мысу Доброй Надежды, то получил особую инструкцию, в которой между прочим было сказано: "утром и вечером совершать публично (всем экипажем) молитвы, изгонять всякие дьявольские изобретения, как то: кости, карты, шашки и проч.; привлекать на судно туземцев иностранных иностранных земель, поить их до пьяна и в это время разузнавать, что лежит у них на душе. Беречься козней некоторых тварей с человеческими головами и рыбьими хвостами, которые плавают в заливах и бухтах, вооружены луками и стрелами и питаются человеческим мясом".
В Исландских летописях (1215 г. саги) помещено описание двух чудови Гафстромба и Масчугера. Первое признавалось за мужчину, а второе - за женщину. Первого воображение рисовало с высокой, острой головой, широкими плечами, обрбками рук и очень строгим взглядом. Второе телом походило на женщину, с растрепанными волосами, большими грудями, руками и пальцами с плавательными перепонками. От Гафстромба произошла рыба-епископ, ибо голова его похожа на митру, поэтому у моряков сложилось впечатление. что епископы бывают не только на земле, но и водяные. Если кому-либо из моряков приходилось видеть во сне рыбу с митрой на голове, с мантией на плечах, то это истолковывали так, что сновидцу приснился епископ в виде рыбы. Любопытно, что ученые иезуиты не только не старались разубедить суеверного сновидца в противном, но напротивподдерживали в невежестве и уверяли бедного суевера, что он удостоился великой благодати: посещением его епископом во время сна.
Существовал следующий суеверный обряд: корабли перед отправлением в море, будь то простое плавание или военное предприятие, приглашали жертвоприносителей, которые входили в воду, зарезали в ней животное, предназначенное в жертву, вынимали внутренности и складывали в шлюпку, обязанную пройти с ними трижды вокруг корабля или эскадры. Вэто время экипаж судна молил богов об удалении от себя и своих судов всех напастей и обольщения от сирен, а также ниспослания успешного плавания. В Германии сирен называли никсами и полагали, что они осуждены на долгие страдания за какие-то преступления, совершенные их далекими предками. Голландцы, бельгийцы называли их мермедами или мермесами и полагали, что если моряк влюбится в какую-либо из них, то должен до смерти оставаться моряком. Изменников мермесы крадут из постели и уносят в море. Подобными рассказами переполнены разные сочинения средних веков. В те времена верили во все сверхестественное и мало вдавались в критическое исследование увиденное. Можно вспомнить рассказ Неарха о похищении сиренами одного из его кораблей. Но не только во времена глубокого невежества описано подобное. Знаменитый Христофор Колумб не был чужд предрассудкам. Он тоже видел около Сан-Доминго трех сирен, которые, впрочем, не приглянулись ему, он нашел их безобразными. В мере, помимо сирен, встречают и чертей. Так, во время французской компании к острову Мителену, гребцы одной из бригантин видели того самого черта, который будто бы проглотил матроса у острова Занта. Он казался им страшным морским животным. Жан д`Отон, подтверждая этот нелепый рассказ, прибавляет, что матрос этот был горький пьяница и богохульник и что именно за пьянство и богохульство его постигла такая кара.
В истории освоения водной стихии особо живуче поверье, будто женщина в море приносит несчастье. Объясняется это довольно просто. Издавна моряки давали своим кораблям женские имена и верили, что бог морей будет теперь относиться к их судну благосклонно или хотя бы снисходительно. Известно, что в английском языке слова "корабль" и "судно" женского рода ти в третьем лице любое судно, даже названное мужским именем, обозначается местоимением "она". Моряки прошлого, одушевляя свои корабли, верили, что у каждого из них есть сердце и душа, и поэтому, почувствовав женщину на борту, "корабль-она" обязательно станет ревновать к сопернице и не будет послушен их воле. Это поверье еще на заре мореплавания приобрело роль закона: "Дев на борт не бери!"
Проходили века, но в обществе моряков отношение к женщинам не менялось. Порой даже издавались законы, оскорбляющие женское достоинство. "Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен: если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт", - гласил свирепый закон, принятый королем Дании в 1562 г. Известно, что даже в начале XX столетия уставы многих русских яхт-клубов запрещали принимать в члены клуба женщин, даже самых именитых аристократок.
С годами в этом предубеждении наметились послабления. Но если на борт и брали женщин, то во все глаза глядели, чтобы при этом не нарушались освященные годами морские традиции, главные из которых - никогда не слушать в мореходстве женских советов и не допускать представительницу прекрасной половины человечества на капитанский мостик. Проявлением подобной "дискриминации" было и то, что арабские мореходы, предвидя возможные сложности и неприятности, связанные с перевозкой на борту женщин, заранее взимали с них плату по двойному тарифу. Полинезийские моряки разрешали перевозить женщин только... в старых лодках. А бывало и так: взяв на борт милых дам, морские волки вдруг приходили к выводу, что единственный способ усмирить затянувшуюся качку и предотвратить крушение - это "подарить" волнам какую-нибудь пассажирку.
http://flot.h14.ru/index.htm
Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Дата: Понедельник, 03.01.2011, 15:06 | Сообщение # 4
Капитан
Сейчас: На суше
Из многочисленных легенд, родившихся в далеком прошлом, есть и легенда о "Летучем голландце". Иной раз и сегодня мы узнаем о таинственном бесследном исчезновении судов вместе с их экипажами, либо о пропаже всей команды и странствии по волнам безлюдного судна.
Героем этого интересного средневекового сказания является шкипер голландского парусника Ван Страатен (по другим источникам - Ван дер Декен). Продолжительные сильные ветры не давали ему возможности обогнуть мыс Горн. В тяжелых зимних условиях корабль штормовал уже долгое время. И обозленный шкипер позволил себе неуважительно отнестись к имени самого Господа Бога. Он заявил, что обогнет мыс Горн, даже если ему придется плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство невесть откуда раздался страшный громоподный глас: "Да будет так - плыви!"
И вот до сей поры старается Ван Страатен обогнуть мыс Горн, да все тщетно. Легенда утверждает, что иной раз суда встречают его в море и что это всегда не к добру.
Не менее загадочна история с английским бригом "Мария Целеста". В полдень 4 декабря 1872 г. с английского брига "Дея Грация", находившегося в 600 милях западнее Гибралтара, по левому борту заметили парусное судно, двигавшееся странным образом - оно то приводилось к ветру, затем снова уваливалось, то и дело зарываясь носом в волны. Кливер и стаксель были поставлены на левый галс, а нижний фор-марсель - на правый. На грот-мачте паруса отсутствовали. Когда корабли сблизились, обнаружилось, что на палубе брига "Мария Целеста" никого не было, его штурвал свободно вращался то в одну, то в другую сторону. Высаженные с "Деи Грации" на бриг первый штурман и два матроса не нашли на бриге ни одного человека. Исследование судового журнала, в котором последняя запись о месте корабля была сделана 24 ноября, показало, что "Мария Целеста" прошла в восточном направлении без людей почти четыреста миль! Частью экипажа "Деи Грации" под командованием старшего помощника "Марию Целесту" привели в Гибралтар. Особая комиссия, в которую входили опытые сыщики Скотленд-Ярда, работала три месяца, но ясного ответа о происшедшем так и не нашла. Команда "Марии Целесты" никогда не заявила о себе ни в одном из портов мира. Эта тайна океана остается не разгаданной до сего времени.
Случаи, подобные этому, не единичны. Стоит изменить в их описании название корабля - и перед нами возникает трагедия "Марии Целесты", сходная даже в деталях. Однако морякам приходилось видеть в океанах не только покинутые шхуны, бриги, бригантины и барки, появлявшиеся, как призраки из мглы. История мореплавания знает немало случаев, когда на таком корабле-призраке находили членов экипажа, словно застывших в результате мгновенной смерти. В феврале 1948 г. сигналы бедствия были приняты с голландского парохода "Уранг Медан". Английские и голландские радиостанции определили, что он проходит через Малаккский пролив, И опять: "SOS... SOS... Погибли все... Возможно, в живых остался я один..." Далее следовала не поддающаяся расшифровке серия точек и тире. Потом совершенно отчетливо: "Я умираю". Затем наступило зловещее молчание. Из Сингапура и портов Суматры к терпящему бедствие кораблю помчались спасательные суда. Они нашли его в 50 милях от предполагаемого места. Когда спасатели поднялись на "Уранг Медан",то увидели жуткое зрелище - на нем в живых не осталось никого. Капитан лежал на мостике, остальные офицеры - в рулевой и штурманской рубках, в кают-компании, в разных местах лежали трупы матросов. У всех на лицах застыло выражение ужаса. Даже судовой пес был мертв. Но ни у кого на теле не было ни ран, ни каких-либо повреждений.
Все это напоминает сюжет детективного фантастического рассказа или событие, от которого легче всего вообще отмахнуться, так как ему, кажется, нет и не может быть объяснения. Однако объяснение есть. Еще в 30-х годах академик В. Шулейкин высказал мнение, что причиной подобных трагедий может служить "глобальный геофизический фактор", тесно связанный с метеорологическими условиями. В частности, открыты инфразвукбвые колебания ("голос моря"), возникающие в штормовом районе. С ростом скорости ветра и высоты волн интенсивность "голоса моря" резко возрастает. Распространяясь со скоростью 1200 км/ч, инфразвуковая волна намного опережает движение породившего ее урагана.
При изучении физиологического действия инфразвука большой интенсивности на живой организм обнаружены поразительные явления. Животные испытывают чувство беспокойства, беспричинного страха. Это подтверждают также исследователи добровольцы, побывавшие в экспериментальных инфразвуковых камерах.
Любопытный случай произошел в лаборатории Морского научно-исследовательского центра в Марселе. При испытании инфразвукового генератора исследователи вдруг почувствовали себя плохо. Внутри у них все вибрировало - желудок, сердце, легкие. В соседних лабораториях люди закричали от боли. На основании анализа этого и других подобных случаев французские исследователи пришли к выводу, что в любом организме существуют собственные колебательные движения низкой частоты, например в кровообращении. Если период инфразвука близок к периоду этих колебаний, то возникает резонанс. Амплитуда сердечных сокращений увеличивается настолько, что происходит разрыв артерий. Если инфразвук обратен по фазе, то при его достаточной интенсивности кровообращение тормозится и сердце останавливается. Ученые пришли к выводу, что инфразвук вреден во всех случаях: слабый по интенсивности, он действует на внутреннее ухо и воспроизводит всю картину морской болезни. Сильный - заставляет органы вибрировать, вызывая их повреждение и даже остановку сердца. При колебаниях средней мощности наблюдаются внутренние расстройства органов пищеварения и мозга с самыми различными последствиями (обмороками, общей слабостью и т.д.). Более того, инфразвук средней интенсивности может вызвать слепоту. Как показали опыты французского профессора Гавро, инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для организма. А во время шторма в море генерируется инфразвук с частотой в среднем около 6 Гц. Если интенсивность инфразвука меньше смертельной, на людей обрушивается волна беспричинного страха и ужаса. Это состояние усиливается еще больше, если корпус или мачты корабля попадают в резонанс с приходящими колебаниями и становятся как бы вторичным источником инфразвука, под влиянием которого обезумевшая команда в панике покидает судно. Недаром на многих таких судах оказываются сломанными мачты, хотя метеосводки говорят об отсутствии сильных ветров в этом районе.
Проходят десятилетия, совершенствуется технология постройки и надежность судов и их средств связи. Но все новые "летучие голландцы" появляются на голубых дорогах Мирового океана. Бесстрастная статистика свидетельствует: каждый год в океане исчезают несколько крупнотоннажных судов, даже не успев подать сигнал бедствия. Может быть, причиной их гибели является все тот же "голос моря". Бесследное исчезновение судов является причиной того, что поверье о "Летучем голландце" и сейчас не забыто среди моряков.
http://flot.h14.ru/index.htm Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Многие поверья, родившиеся в древности, а также обычаи, связанные с ними, и нынче живы на кораблях. Например, праздник Нептуна при переходе экватора.
7 августа 1803 г. из Кронштадта в первое русское кругосветное плавание вышли два небольших парусных шлюпа - "Надежда" и "Нева". Ими командовали капитан-лейтенанты Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. 14 ноября корабли впервые вошли в Южное полушарие. В честь этого события личный состав кораблей надел парадную форму, были подняты стеньговые флаги и произведен салют из орудий обоих шлюпов. "У р-р-ра!" - гремело над волнами, отсвечивавшими ослепительными солнечными бликами. Затем на флагманском корабле устроили инсценировку: мифический морской царь Нептун, сопровождаемый красочной свитой, состоящей из телохранителей, русалок, чертей и других "придворных", медленно и важно шествовал с бака на шканцы, где была построена команда "Надежды". Дул легкий пассат, и корабли лежали в дрейфе в нескольких метрах друг от друга, чтобы и экипаж "Невы" смог принять участие в торжестве.
Вид Нептуна был грозен, и мало кто из "надеждинцев" узнавал в нем своего квартирмейстера Павла Курганова - длинная лохматая борода из мочала, такие же лохматые брови закрывали почти все лицо. На голых плечах - мантия из старой парусины. В мускулистой правой руке - громадный трезубец, на славу сработанный корабельным кузнецом Михаилом Звягиным.
"Черти" перепачканные камбузной сажей, корчили такие рожи, что все покатывались со смеху. Моряки дергали "нечистую силу" за веревочные хвосты. Шум, крики, хохот раздавались на палубах кораблей.
Важно и невозмутимо Нептун приблизился к офицерам, стоявшим поодаль, и, трижды стукнув трезубцем о палубный настил, спросил: "Кто есть капитан судна сего? Какие люди и куда путь держат? Как осмелились потревожить меня в царствии моем?" Вперед выступил высокий худощавый офицер. Почтительно, но с достоинством поклонился: "Сим судном командую я, флота капитан-лейтенант и кавалер Иван Федоров сын Крузенштерн. Все мы россияне, а путь наш долог и многотруден, потому и просим тебя, грозный владыка морских пучин, даровать нам попутного ветра и ниспослать благополучия в плавании".
Нептун свирепо посмотрел окрест, грохнул трезубцем о палубу и громовым голосом сказал: "Быть по сему!". А затем потребовал от капитана выкуп - бочонок рома для себя и свиты - и приказал всех, кто впервые пересек экватор, подвергнуть морскому крещению.
С веселым смехом и шутками телохранители владыки морского окунули в купели, которые были заранее изготовлены из дерева и запасных парусов, всех участников плавания. Этой процедуре подверглись все без исключения, кроме Крузенштерна и Лисянского, ранее плававших в Южном полушарии на кораблях британского флота.
После этого морской царь поздравил экипажи с благополучным переходом в южные владения его царства, разрешил кораблям следовать далее, пообещав на всем маршруте ниспослать им попутного ветра, и затем величаво удалился.
Этот веселый морской праздник со времени плавания "Надежды" и "Невы" стал в русском флоте традиционным. Но родился он значительно раньше и назывался праздником перехода через экватор.
"Начало его должно, конечно, искать с того времени, когда португальцы проникли за мыс Доброй Надежды", писал Н. Боголюбов в своей книге "История корабля".
В то далекое время мореплаватели еще не знали условий, при которых следовало проходить через экватор в известных долготах и в определенное время года, и потому часто попадали в полосу безветрия. Нередко парусные суда задерживались штилями на недели и месяцы, мучительно ожидая ветра. Известны случаи, когда экипаж съедал всю провизию, выпивал всю воду и погибал от голода и жажды.
Суеверные моряки и придумали такой праздник, чтобы ублажить морского царя Нептуна и просить его о ниспослании попутного ветра. И еще - чтобы занять экипаж.
Известно, как праздновался переход через экватор на клипере "Изумруд" при его возвращении на родину в 1867 г. Корабельный врач Богданов подготовил целое представление с национальным русским колоритом. Действующими лицами в этом шутовском представлении были Нептун, его жена Амфитрида, их сын Тритон, дочь Нетупа Зыбь, Кощей Бессмертный, великий визирь и звездочет, он же церемониймейстер при Нептуне, Муссон, Ураган, Пассат, Смерч, Попутник, Штиль, Шторм, Шквал, ветры О, N, S, W, русалки, водяные, песенники, горнисты и барабанщик. Все они облачились в одежды, изготовленные из подручных материалов: ворсы, каболок, овчины, обрывков старых флагов, - а лица и тела разукрасили сажей, мелом, суриком, охрой. Нептун был в огромном парике, с седой бородой и неизменным трезубцем. "Дамы" были одеты в платья из флагдука. Муссона нарядили в китайское платье и снабдили длинной косой. Пассат был размалеван сажей под негра. На Смерче был чехол от главного компаса. Шквал был весь в каболках, шевелившихся при малейшем движении. Штилю связали ноги, и он едва передвигался. Под конец представления Нептун приветствовал всех мореплавателей, уже побывавших за экватором, и приказал посвятить в мореходы тех, кто переходит его впервые. Это посвящение, завершаемое обливанием, а иногда и полным погружением новичков в купели, наполненные забортной водой, являлось кульминацией всего праздника.
Тех, кто переходил экватор, как было принято в русском флоте, называли "бывалыми-солеными". Обычно "бывалые" на всю жизнь сохраняли удостоверение, выданное им Нептуном, - доказательство своего морского опыта и гарантию того, чтобы не подвергаться морскому крещению повторно. Вот примерное содержание такого шутейного удостоверения: "Всем русалкам, сиренам, змеям, китам, акулам, дельфинам, скатам, пиявкам, крабам, а также и всем многим другим нашим верноподданным. Удостоверяется сим, что (далее следует должность, корабль, звание, фамилия, имя и отчество) признан нами достойным быть сопричисленным к нашим верноподданным бывалым-соленым как пересекший экватор и подвергшийся крещению морской водою с посвящением в орден океанских глубин. Нептун, владыка морей и океанов и морских стихий".
Далее указывались широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность и название судна. Подпись Нептуна скреплялась специально изготовленной на этот случай "гербовой печатью" владыки морей.
Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы - в нулевом градусе, то есть в точке, которая у моряков называется "центром Земли" или "золотой точкой". В эпоху парусного флота моряки, пересекшие экватор в этом месте, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабачках, положив ногу на стол. Если же моряку доводилось еще и неоднократно огибать мыс Горн, то "Совет старых морских волков" награждал его специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста. Такой моряк имел право... красить ноготь на мизинце левой руки, что вызывало зависть у моряков, не имевших этих "привилегий".
Результатом некоторых поверий и религиозных проявлений является татуировка на ноге с изображением свиньи как амулета, предохранявшего моряка, чтобы он не утонул. На теле матросов 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре можно было прочесть: "Боже, спаси моряка Тихого океана".
Обычай татуировки имеет длинную и интересную историю, с которой стоит, хотя бы кратко, познакомиться, дабы оправдать моряка не только прошлых времен, но и наших дней в его склонности татуироваться.
В Энциклопедическом словаре за 1980 г. мы находим: "Татуировка (полинезийск.)-нанесение на тело рисунков покалыванием и втиранием под кожу красящих веществ", а в энциклопедическом словаре Century Dictionary после подобного же определения говорился: "...матросы и другие украшают кожу сюжетами из легенд и мифическими существами, любовными элементами и т.д. Некоторые нецивилизованные народы, особенно новозеландцы и даяки с Борнео, покрывают большую поверхность тела орнаментными рисунками... Таитяне имели обычай, который они называли "тату": они накалывали кожу настолько легко, что кровь не показывалась".
Хотя дикари уже в глубокой древности татуировали себя, полагая, что этим они усиливают свою привлекательность, мы должны искать причины возникновения этого обычая не у них, а в военной среде. Многие считают, что матрос подражал в этом весьма древнему обычаю, существовавшему в военных организациях. Исторически установлено, что татуировка в период ее зарождения была отличительным знаком солдата. Проведенные научные исследования говорят о том, что татуировка в Европе была своего рода паспортом тела солдата при гибели на поле битвы. Делалось это и в недавнем прошлом. Так, например, в годы 2-й мировой войны личный состав войск СС в Германии имел в установленном месте тела татуировку, указывающую на принадлежность к этим войскам и группу крови. Кроме того, татуировка употреблялась также для метки дезертиров, а позже преступников.
С течением времени необходимость делать татуировку стала модой, своего рода стилем среди матросов всех национальностей. Татуировка, подобно морскому языку, стала неотъемлемой частью матроса, прямым указанием на его принадлежность морю и кораблю. Даже теперь татуировка среди матросов рассматривается как доказательство "бывалости, солености", как право на звание морского волка. Характер рисунка татуировки моряка также имеет историю, общую для всего морского интернационального братства. От простейшего рисунка креста, якоря, сердца, щита и т. п. - он постепенно вылился в изображение распятия Иисуса Христа.
Вторым типом рисунка были русалки и наяды, постепенно переходившие к изображению женщины, где стали допускаться всякого рода фривольности. Изображение обнаженных женщин одно время было так распространено, что при приеме в американский военный флот было установлено требование путем добавочной татуировки одевать их в платья. Был обычай носить инициалы любимой женщины, как правило, с изображением сердца, пронзенного стрелой Амура и капающей кровью (иногда и девушка ставила себе татуировку того же характера, как бы закрепляя взаимную связь). Были также изображения кинжала, наполовину вошедшего в тело, с девизом "Смерть прежде бесчестья".
Центром сосредоточения татуировщиков-профессионалов были порты Индии, Китая и Японии. Поэтому на характере татуировки русского матроса периода 1840-1904гг. сильно сказывалось влияние Востока. Если накалывал японец, это была гейша; если китаец - получались дракон, морские змеи и прочие мифологические морские чудовища. Но был и чисто русский стиль, явившийся результатом спроса, а именно: комбинация из перекрещенных Андреевского флага и гюйса, спасательного круга, весел, якоря с надписью: "Боже, Царя храни".
Собиратель морской старины и хранитель флотских традиций адмирал Н. Н. Коломейцов говорил, что обычай татуировки был распространен не только среди матросов, но также и среди офицеров как знак того, что ими совершено одно или несколько дальних плаваний. Этим символом-татуировкой наше офицерство хотело выделить себя из среды тех офицеров флота, кои устраивались на береговые места или плавали на судах малого каботажа. В дальние же плавания шли преимущественно любители моря.
При приходе в Японию, где искусство татуировки было доведено до наивозможного совершенства, офицеры оставляли на своем теле знак своего пребывания в дальних морях в отличие от моряков "внутреннего плавания". Дракон или змея, ловящая бабочку, на левой руке между локтем и кистью являлись доказательством плавания на Восток.
Иметь на своем теле подобное "документальное" подтверждение об участии в дальних плаваниях было настолько романтичным, что от этого соблазна не могли удержаться даже отпрыски царской фамилии. По свидетельству того же Коломейцова, великий князь Алексей Александрович, ставший в 1880г. во главе Российского флота, также в молодости, во время пребывания на Востоке, отдал долг обычаю, причем татуировка его была своего рода перлом.
Флотские поверья живучи, но в наше время сохранилась, как правило, лишь внешняя, чисто театральная сторона священнодействий. Сегодня, как и в далеком прошлом, при пересечении экватора на палубах кораблей появляется морской владыка Нептун. И так же неукоснительно выполняется обряд крещения всех, кто переходит экватор впервые. Правда, на разных кораблях этот праздник дополняется различными деталями в зависимости от обстановки, смекалки и выдумки наиболее опытных и остроумных матросов, старшин и офицеров.
http://flot.h14.ru/index.htm
Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Многие флотские поверья относятся к предсказанию погоды
Состояние погоды - видимость, направление и сила ветра, волны и вызываемые ими течения оказывают на все дела мореплавания огромное влияние. Прежде всего относится это к парусным судам, движение которых всецело зависит от метеорологических условий в районе плавания. Итак, нам понятно, почему издревле моряки старались проникнуть в тайны "погодной кухни", что побудило их собрать множество разнообразных признаков и примет, по которым определялся характер изменений погоды в океане. В далекие времена каждый капитан был сам себе и "гидрометеорологической службой" и "всемирной службой погоды". И чем точнее он умел ее предсказывать, тем более высокой оказывалась готовность экипажа к встрече с надвигающимися штормами, шквалами, с осадками или другими "подарками" погоды.
Вопрос, какая погода ожидается в ближайшее время, интересует многих, ну, а особенно моряков, которые либо находятся в плавании, либо собираются выходить в море. О том, насколько это важно, говорит тот факт, что ныне гидрометеорологическое обеспечение деятельности флота считается видом боевого (оперативного) обеспечения.
В 20-е годы знаменитым четырехмачтовым советским барком "Товарищ" командовал опытнейший моряк Д. А. Лухманов, позже ставший начальником Ленинградского мореходного училища и весь свой громадный опыт и истинную любовь к парусу, к морю передававший будущим капитанам. Дмитрий Афанасьевич любил приговаривать: "Мы, конечно, не сотрудники Центрального института прогнозов, но предсказьтвать погоду должны уметь, а шквалы замечать вовремя. Тогда и паруса сохраним, и быстрее придем в порт назначения..."
Он учил молодых моряков внимательно наблюдать за солнцем, луной, небом, облаками, водной поверхностью, за характером ветра, поведением морских птиц, ну, а еще знать указания лоции и местные приметы, устанавливающие изменения погоды. "Тогда не пропадете и без сводок да прогнозов!" - добавлял Лухманов.
Теперь, в век радио, искусственных метеоспутников Земли и широко разветвленной сети станций Всемирной метеорологической службы, прогнозирование погоды поставлено на солидную научную основу. Оно надежно обеспечивает безопасность плавания военных кораблей, коммерческих судов, полеты самолетов. Но все это при непременном условии: прогнозы будут грамотно учитываться плавающим и летным составом. Однако некоторые молодые офицеры и штурманы совершенно ошибочно считают, что теперь уже вовсе не нужно скрупулезно знать приметы, предвещающие смену погоды. Мол, все это было необходимо в век парусного флота.
С давних времен среди моряков были живы погодные поговорки, такие, как: "Если дождик перед ветром - потравите мар-софалы" (то есть следует ожидать усиления ветра и необходимо приготовиться к этому, ослабив снасти); "Если дождик после ветра - выбирайте снова их" (то есть ветер будет стихать, и, чтобы паруса "не полоскали", следует снова выбрать снасти). Со временем для лучшего запоминания подобным пословицам придавали вид незамысловатых стишков. Старшему поколению моряков хорошо знакомы стихотворные присказки об ожидаемой погоде, являющиеся обобщениями наблюдений за морем, атмосферой и небесными светилами. Эти присказки существуют во многих странах мира, а в нашем флоте живы и по сей день. Автором переводов многих таких стихов с английского и других языков был Д. А. Лухманов, И воистину трудно встретить моряка или жителя морского побережья, не знающих, что:
Если чайки сели в воду - Жди хорошую погоду. Если ходят по песку - Морякам сулят тоску.
Известно, что морские птицы могут улетать за сотни миль от берега. Но зато перед штормом многие из них непременно возвращаются к побережью, и это является довольно точным признаком изменения погоды.
Птицы коль к берегу держат свой путь - Ветер здоровый, поверь, будет дуть!
Если небо при солнечном закате чисто, пылает золотом и пурпуром, а при восходе мглисто и окрашено в бледно-розовый цвет - летом нужно ждать ясного, теплого и тихого дня, а зимой - безветренного с ровным морозом.
Если небо красно с вечера - Моряку бояться нечего...
Яркая, чистая утренняя заря, прозрачный воздух при восходе солнца и бодрящий ветерок предвещают ухудшение погоды. Обычно после такого рассвета небо в первой половине дня покрывается тучами, и поднимается сильный ветер, который в средних широтах нередко сопровождается дождем, а зимой снегом.
Совсем другое дело, когда горизонт с вечера закрыт тучами:
Если солнце село в тучу - Берегись, получишь бучу!
Кольцо вокруг Луны (гало) - предупреждение об ухудшении погоды в ближайшие сутки. Если спутница Земли хорошо видна днем, то в Северном полушарии будет холодная ясная погода.
По общему виду, форме облаков и характеру их движения также можно судить об ожидаемой погоде.
Если сгрудятся тучи и быстро летят - Скоро все снасти твои затрещат. Если ж на клочья начнут они рваться - Скоро погода начнет улучшаться.
Если тучи громоздятся В виде башен или скал, Скоро ливнем разразятся, Налетит жестокий шквал.
Коль резок контур облаков, Ко встрече с штормом будь готов. Когда ж их контуры легки. Тогда все ветры далеки...
Высоко разметанные по небу перистые облака или быстро бегущие "барашки" - точный признак приближающихся сильных и холодных ветров. Перистые облака, расположенные на небе лучами, говорят, что ветер будет дуть из точки, от которой эти лучи расходятся.
"Барашки" ль по небу бегут Иль небо метлами метут. Будь осторожен: шторма жди И за барометром следи.
Перистые облака, покрывающие небо белыми линиями, указывают на установившуюся хорошую погоду, слоистые - на тихую погоду, возможно, туманную или мглистую, кучевые - обычные спутники сухой погоды и холодных, но не очень сильных ветров, дождевые - всегда сопровождаются теплыми ветрами и сырой погодой...
Если шквал начинается с дождя, то он будет непродолжительным, но зато весьма опасным, а если начнется с ветра, "дождь перебьет ветер", и он утихнет.
Дождик раньше, ветер вслед - Жди от шквала всяких бед. После ветра дождь придет - Значит, скоро шквал пройдет.
Наблюдая за показаниями барометра либо анализируя барограмму, по динамике протекающего процесса можно достаточно точно прогнозировать изменения погоды. Небольшие и быстро меняющиеся колебания давления серьезными изменениями погоды не грозят, но медленное падение атмосферного давления (или такое же повышение) должно моряка настораживать.
Скачет стрелка вверх и вниз - То погоды лишь каприз. Если ж медленны движенья - Жди надолго измененья.
Очень быстрое падение атмосферного давления обычно предвещает скорое ухудшение погоды, в частности сильный шквалистый ветер, грозу или обильные осадки.
Если стрелка вдруг упала - Жди грозы, дождя иль шквала, Если ж стрелка поднимается, То погода улучшается.
При и без того низком атмосферном давлении его дальнейшее быстрое падение предвещает ветер ураганной силы. Если установилось высокое атмосферное давление (в Северном полушарии), летом жди сухой ясной погоды, возможно, с восточными или северо-восточными ветрами средней силы, а зимой - мороза. Стремительный подъем атмосферного давления выше обычного при хорошей погоде предупреждает о шторме с восточной половины горизонта.
Лезет стрелка вверх упорно, Не желая отдохнуть, - Можешь ждать тогда бесспорно, Что от Оста будет дуть!
Увеличение атмосферного давления при низком положении стрелки барометра чревато сильными шквалистыми ветрами.
При низком барометре - первый подъем Шквалов здоровых, бесспорно, мы ждем.
В предсказании погоды морякам помогают и другие местные приметы и признаки. Например, если на горе Дооб, высящейся у Новороссийска, появилась белая шапка облаков, то верная примета, что вскоре с гор задует печально знаменитая новороссийская бора- местный ураганный холодный ветер со скоростью 40-60 м/с и более. В этом случае все суда, стоящие тут, как правило, поспешно покидают порт. Иначе - жди беды!
Моряки и рыбаки Камчатки всегда внимательно наблюдают за сопкой Велючинская - разумеется, если находятся в пределах ее видимости. Они хорошо знают, что через 8-10 часов после того, как за вершину этой сопки "зацепится" облако, быть усилению ветра. Они верят этой примете больше, чем любому другому прогнозу. Разве это не пример того, что морякам полезно знать и приметы изменения погоды, характерные для определенного региона?
Внимательное наблюдение за явлениями, происходящими в атмосфере и на море, понимание их физической сущности при известных обстоятельствах могут принести неоценимую помощь для предотвращения тяжелых последствий для корабля и экипажа от внезапного и резкого ухудшения погоды. И сегодня знание бесхитростных стихотворных "погодных" поговорок необходимо каждому, чья деятельность связана с капризными, переменчивыми, своенравными и грозными морями и океанами.
http://flot.h14.ru/index.htm
Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Статья об истории животных - "мореплавателей." Оказывается, на протяжении всей истории в освоении человечеством просторов морей и океанов немаловажную роль играли животные. Талисманами, ответственными за плавание, были, к примеру, красный петух и черная кошка...
Однажды известный мореплаватель Василий Головнин, отправляясь в плавание, захватил с собой живого петуха. - Зачем вам эта птица? - спросили у моряка провожающие его друзья. - или ваши матросы неточно отбивают склянки? - Со склянкой нет никаких конфузий! - возмутился Головнин и добавил не без ностальгической грусти: - А оный "петя" своим рассветным пением зело напоминает мне о покинутой земле и отчем доме... С давних времен спутниками моряков в дальних скитаниях чаще всего становилась кошка или петух. Такой выбор не случаен. У многих народов они были носителями дурных и счастливых примет, принимали участие в различных суеверных ритуалах и обычаях, и даже, в зависимости от обстоятельств, могли повлиять на судьбу моряков или их судна. Начиналось все с закладки киля. Это важное событие издавна было регламентировано определенными табу и таинствами. Один из запретов гласил, что при закладке киля вблизи не должно быть кошек, собак, кроликов - каких-либо животных, "покрытых шерстью". Суеверие подстерегало, что в них очень часто любят превращаться колдуны и ведьмы, которые могут "сглазить" будущее судно. А вот крик петуха считался в этот момент весьма желанным предзнаменованием. Ведь еще в античной мифологии, а позднее в средневековых христианских легендах и поверьях петух ассоциировался с рождением света, зарождением новой жизни. Древние свято верили, что эта птица отсчитывает время, а пением отпугивает демонов ночи. Корабелы разных наций прятали кости и перья петуха под палубой или в корпусе судна - это было надежным средством от нежелательного вселения на судно злых духов. Часто для этих же целей рисовали петуха и на мачтах, переборках, предметах быта моряков. Также считалось, что эти рисунки предохраняли еще и от огня и молний. У многих народов спуск судна не обходился без "могущественного" петуха: испанцы и португальцы окропляли его не только святой водой, но и петушиной кровью. У русских мореходов был обычай - по построенному судну первой должна пройти кошка. Этим преследовалась цель изгнать всю нечистую силу, которая уже успела обосноваться в корабельных уголках. Но вот судно спущено, "сдано Богу на руки"... Кроме надежды на Всевышнего у моряков имелись и свои проверенные средства, помогающие снискать расположение "госпожи Фортуны", например, опытом было "доказано", что удача сопутствует судну, в штате которого числится кошка. На протяжении многовековой истории мореплавания "авторитет" кошек то поднимался до святости, то падал до исчадия ада. Начиная с X-XI веков у английских мореходов и рыбаков особой популярностью и почетом пользовались коты и кошки исключительно черной масти. Их присутствие на судне всегда считалось залогом безопасного и счастливого плавания. Вера моряков в могущество кошек была свята, поэтому во время кораблекрушений они в первую очередь спасали их, а уж потом свои пожитки. Обидеть животное значило навлечь на судно беду или даже гибель. Английские законы определяли возрастную и породистую стоимость представителей кошачьего племени и наказание за жестокое обращение с ними. В доме каждого уважающего себя моряка жила черная кошка. Домашние надеялись, что это поможет спасти их мужей и сыновей от всех морских бед. С кошкой связано много других суеверий. К примеру, в семьях латышских моряков считалось, что если кошка на закате обходит комнату с севера на юг, значит утром надо ждать возвращения мужчин с промысла. Скандинавские жители верили, что когда кошка беспричинно мяукает, то моряки попали в туман, а если когтями царапает стену - в шторм. Китайцы тоже были неравнодушны к этим животным. Кошка обозначалась иероглифом "мао" и представляла собой символ долголетия, что для морской жизни немаловажно. Поэтому этот иероглиф рисовали на парусах, переборках, циновках. У японцев само слово "кошка" - "нэко" - в море являлось табу. Произнести запретное слово значило разозлить ветряных богов. Несмотря на такие сложности в отношении к животному, ни одно японское судно не отправлялось в плавание без кошки, причем обязательно рыжего цвета. Если рыбаки попадали в опасный шторм, то для умилостивания разъяренной стихии кормчий выбрасывал "неудачливую" кошку за борт. Со временем у многих европейских народов сложилось представление, что всякие беды происходят от черных кошек. Эти суеверия постепенно проникли и в морскую среду. Так, у американских китобоев появился термин "черный кот". Им называли судно, над которым висит проклятие, и поэтому оно всегда возвращается в порт с неполным экипажем. Конкурентами кошек в морских суевериях издавна были петухи. Их не выбрасывали за борт в шторм, не съедали в голодные дни - они как признанные всеми "вестники богов" считались защитниками судна от различных неприятностей. Причем больше всего ценились петухи ярко-красной расцветки. Дело в том, что красный цвет - цвет солнца, цвет жизни и крови - считался исключительным средством для устрашения колдунов и ведьм. Но, кроме раскраски, немаловажным качеством были голосовые данные корабельного петуха. О значимости громкого петушиного пения повествуют многие христианские легенды. В одной из них Христос воскрес после пения петух, в другой петух вещал людям о будущем, в третьей предупреждал об опасности. Это последнее его свойство наиболее всего почиталось моряками. Сказания норвежцев - потомков викингов более подробно разъясняют роль петуха в море. Оказывается, что только его громкий крик способен заставить исчезнуть видение мифической шхуны "Королева Берта", с "мачтами из костей, парусами из теней и командой из утонувших матросов". Этот дьявольский признак сулил морякам огромные несчастья. Поэтому более благоразумные из них стремились иметь на судне штатного горластого петуха-сторожа. Значение его пения у разных народов трактовалось по-разному. К примеру, у наших соотечественников неожиданный крик петуха ночью предвещал смерть близкого человека. А вот у индейцев и японцев это служило хорошим признаком - скоро вернутся рыбаки. В наш просвещенный век большинство предрассудков и суеверий безвозвратно исчезли, а рассказы о них воспринимаются как любопытные факты из истории далекого морского прошлого. Никто уже не верит в пророчество крика "вестника богов", - петуха, с меньшим почтением относятся и к "символу надежды" - кошке. И все же на многих судах и ныне безбоязненно живут разнообразные коты и кошки, а также горластые петухи, как дань памяти вековым морским традициям, как напоминание о домашнем уюте и вечной любви к нашим "меньшим братьям".
Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно —его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое. Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.
Поверья-предрассудки
Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях. Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений. В числе таких поверий в Англии — невозможность . выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете. Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички — один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе — этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра. Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром. К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром —поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра—снова выбирайте их». Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж. Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера — совсем другое дело. К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно — на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно — школы морской жизни. Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак — это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома — на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция — одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все. Старый, моряк — строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу.
Очень интересен обычай, связанный со склянками
Что значит «бить склянки»? В старину время в море учитывалось по песочным часам — специальным стеклянным приборам, состоящим, из двух конусов, соединенных небольшим каналом. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка». Юнга становился на вахту к таким часам и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди — Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш». Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Как мы видели, учет времени производился с помощью песочных часов и каждому повороту получасовой склянки соответствовал один удар в колокол; таким образом, первый полный час — два удара; четыре часа, то есть продолжительность вахты, — восемь ударов, или восемь склянок. Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые собачьими, или просто собаками. Такое деление вводится для того, чтобы, неся службу четыре часа и спускаясь вниз на четыре часа, люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками. Введено это было в английском флоте также и потому, что начало одного бунта было назначено в «пять склянок», а своевременное изменение счета ударов парализовало сигнал общего восстания, И бунт был предотвращен. Из всех легенд наиболее интересна легенда о Летучем голландце. Герой ее — некто Ван дер Декен, шкипер торгового голландского корабля-парусника. Упорные противные ветры не давали ему возможности обогнуть мыс Горн и долгое врем держали в тяжелых зимних условиях плавания. Все попытки обогнуть мыс были тщетны. Обозленный Вен дер Декен позволил себе поносить имя Господа Бога н заявил, что несмотря ни не что он обогнет Горн, даже если ему придется плыть до второго пришествия. В ответ на то богохульство раздался страшный голос: «Да будет так — плыви». И до сих пытается Ван дер Декен обогнуть мыс Горн, но безуспешно. Та же легенда говорит, что порой суда встречают Ван Декена, но это всегда не к добру. Иногда даже будто бы ужасный голландец поднимается не палубу встречных судов для передачи писем домой. Так рассказывают эту легенду, украшая и варьируя, в зависимости от воображения рассказчика и уровня восприимчивости слушателей. Международное морское братство признает превосходство моряка-британца, презрительно относясь к итальянцам, португальцам, испанцам, называя их общим именем — Грязный Дего. На российского финна всегда смотрели как на колдуна. Моряки верят в их мистическую силу, их боятся, а потому стараются так или иначе ублажать. На Русском императорском флоте финны пользовались репутацией носителей всякого рода суеверий. Объяснение этому надо искать в том, что мальчик-финн с раннего детства работал на лайбах, испытывая на себе грубое суеверие взрослых. Но вместе с тем финны—отличные моряки. Это единственная нация, которая по-прежнему держится парусов; у себя в Мариенхаме, на Аландских островах, финны собрали все лучшее, уцелевшее из парусной эпохи; перевозя несрочные грузы угля и зерна из Австралии в Англию и обратно, они всегда находят работу благодаря дешевизне фрахта. Велико значение рассказов о морских трагедиях, гибели судов со всем экипажем. Эти истории всегда окутаны мистической тайной. Перечислить все случаи — значит, написать несколько книг.
Вот только несколько из них:
1. Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине. 2. Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета. 3. Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой). 4. Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание. 5. Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем. 6. Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды. 7. Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля. 8. "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю. 9. Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно. 10. Нельзя менять имя корабля. 11. День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день. 12. День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день. 13. День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день. 14 . День выхода корабля в море - 31 декабря (в этот день повесился Иуда) - несчастливый день. 15. Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании. 16. Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег. 17. Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость. 18. Бегство крыс с корабля - к его гибели. 19. Моряк с разноцветными глазами - к несчастью. 20. Кривоногий моряк - к удаче. 21. Рождение на борту ребенка - к удаче. 22. Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче. 23. Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче. 24. Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче. 25. Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море. 26. Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте). 27. Плюнуть на палубе - преступление. 28. Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет. 29. Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм. 30. Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля. 31. Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер. 32. Признание неприкосновенности сундука или чемодана. 33. Признание превосходства кормы корабля перед его носом. 34. Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них). 35.Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер. 36. Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями. 37. Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.
http://www.randewy.ru/kubrik.html
Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Дата: Понедельник, 21.11.2011, 22:51 | Сообщение # 13
Лоцман
Сейчас: На суше
Наказания в русском флоте. Дисциплинарный устав петровской эпохи предусматривал следующие наказания:
- за первое опоздание на вахту – сажать в железо, то есть в кандалы заковывать; - за второе опоздание – «кошки» у мачты; - за третье – килевание; - за уклонение от авральных работ – купание с реи; - за опоздание из увольнения – двухнедельные кандалы; - за самовольный уход с поста или за сон на посту – трехкратное килевание; - за драку – килевание или купание с реи; - за применение холодного оружия в драке – руку державшего оружие в драке прибивали к мачте так, чтобы нарушитель протащил ладонь этой руки через эфес и таким образом освободил ее от карающего кинжала.
Дата: Понедельник, 21.11.2011, 23:07 | Сообщение # 14
Почтальон Печкин
Сейчас: На суше
А известно ли вам, что означало слово "МОНИТОР" в 17-19 веке?
МОНИТОР - Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских - до 8000 т, речных - до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра ( до 381 мм). Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса ""Монитор"", построенного в США в 1861-62. (Морской словарь)
МОНИТО́Р, военный боевой корабль, судно, или сплошь кованое, железное, или обшитое латами, крытое черепахой, с одною либо с двумя железными башнями, в которых по одному или по два оборотных орудия огромного размера; башенный латник, броненосец. Название дано от ящерицы монитор, будто бы предваряющей о близости крокодила. (Словарь Даля)
От себя могу добавить, что МОНИТОРОМ в XVII веке назывался корабль-наблюдатель, который дрейфовал в териториальных водах. Его задачей было обнаружение флота неприятеля, приближающегося к берегу. К сожалению, не могу назвать источник. Не помню.
Происходит от лат. monitor «тот, кто напоминает; советник; надсмотрщик»; из monere «напоминать, обращать внимание; предостерегать» (родств. mens «разум», восходит к праиндоевр. *men- «думать»).
Сообщение отредактировал Бродяга - Понедельник, 21.11.2011, 23:49