Содержание дуэли:прозаическая миниатюра - законченное литературное произведение небольшого размера, построенное на авторских образах и с фабулой в основе, не повествующее, а демонстрирующее, динамичное, пропорциональное, с доминантой в символическом аспекте действия при четко обозначенном смысле. Суммируя все сказанное, в миниатюре видится следующее: 1. Четкая постановка задачи (задачей может выступать как глобальная тема, проблема, так и частный вопрос) 2. Структурность (продуманное построение, влекущее за собой законченность, пропорциональность) 3. Сюжетность, динамика как желательное условие, но не главенствующее - исключительно для демонстрации идеи 4. Символизм (приветствуется, если того требует тема) 5. Характерная стилистика, изящество формы 6. Ритм/мелодика – желательны
Тема: "Ожидание"
Объем: произвольный? (девочки, решайте сами, будут ограничения по строкам или нет).
Итак, вашему вниманию предлагаются работы наших дуэлянтов! Внимательно прочитайте их и вынесите свой вердикт! Итак:
Дуэлянт №1
Ожидание
Жизнь похожа на зал ожидания. Вокруг шумит огромный вокзал - встречи, прощания, печали, радости. Ожидание счастья, долгожданной вести, любви... Мы давно уже рядом с тобой среди этой сутолоки и волнений. Сидим на чемоданах рука об руку и ждём. А в чемоданах - наши воспоминания. Первая любовь. Мне было тринадцать лет, а он учился старше классом, и к тому же жил на той же лестничной площадке. В школе на перемене я всё время пыталась попасться ему на глаза, но там мешала гомонящая в своём броуновском движении толпа наших товарищей по "отсидке", получивших десятиминутную амнистию. И я стала караулить его после школы - уроков у старшеклассников всегда было больше. Из окна лестничного пролёта был виден парадный вход. Я устраивалась на широком подоконнике, прижимала лицо к запотевшему от моего дыхания стеклу, и ждала. В каком сладком ужасе рушилось в холодеющий желудок сердце, когда он показывался из-за угла! Я летела вниз по лестнице, чтобы давясь собственным дыханием, как ни в чём не бывало встать с портфелем у лифта, будто бы тоже только что зашла. А потом ехать до нашего общего этажа, боясь даже взглянуть ему в лицо. И эти минуты наполняли меня неизъяснимым блаженством.
Потом были студенческие годы - стройотряды, агитбригады, дискотеки, экзамены, праздники и будни. Всё это сливается в памяти в светлый поток щемящего ожидания, что сбудутся самые затаённые мечты. Замужество, рождение детей. Жизнь открывала свои прозрачные и ясные просторы...
Первая смерть. Помнишь, как это страшно? Как от безысходности заламывает виски и сводит зубы, как темнеет и крошится на кусочки привычный мир. Мы сидим в больничном коридоре и ждём приговор врача. Я считаю квадратики на вытертом линолеуме. Сто пятьдесят четыре, сто пятьдесят пять, сто пятьдесят шесть... Человек в пятьдесят девять лет только начинает чувствовать вкус жизни, он строит планы, хочет посмотреть мир, посвятить себя любимому увлечению, что-то строить, мастерить, читать книги... Рак. Жуткое существо, рвущее своими клешнями здоровые ткани и превращающее их в сгусток боли. Триста семьдесят девять, триста восемьдесят, триста восемьдесят один... Сейчас врач выйдет и скажет, что это ошибка, что операция поможет, что... Нет. Четвёртая стадия. Сухие горячие руки, воспалённые глаза, кости, обтянутые пергаментной кожей. Родной, такой слабый голос: "Береги себя, дочка."
Жизнь продолжается. Годы летят, как скоростные поезда, мелькают лица, стираются в памяти встречи. Молодость стремительна, она и уходит так же, торопится, словно боится опоздать на свидание. Мелькнуло яркое платье, вспорхнула в прощальном жесте лёгкая ладонь, и нет её. Но в многоцветном калейдоскопе зала ожидания осталось ещё так много, с чем мы незнакомы, и даже знакомые вещи можно увидеть и почувствовать по-новому. Терпкий и острый запах вечернего города. Резкие и чистые краски природы после грозы. Дуновение ветерка, касающееся наших щёк...
Я крепче сжимаю твою руку, и мы улыбаемся друг другу. Вокзал исчез. Мы сидим за столом, на котором исходят ароматным паром чашки с чаем и остывает пирог. Мы ждём. Рассматриваем фотографии, привезённые сыном. Большой лоб, крепко смеженные глазки, крохотный кулачок у щёчки. УЗИ. Сын сейчас у жены в роддоме, а мы ждём и волнуемся. Первый внук.
Дуэлянт №2
Ожидание
30 декабря 1891 года Странно… Странно писать эту дату сейчас, находясь за сотни тысяч лет от неё. Мне даже не верится, что эта дата еще существует где-то в пространстве, параллельно с моей, параллельно с миллиардами других секунд, изменяющих мир, ведущих его по дороге в неизвестность. Это трудно себе представить. Еще несколько минут назад – столько, сколько, как мне кажется, продлилось мое путешествие – я тоже не мог вообразить себе это. Но теперь у меня есть много времени, чтобы подумать обо всем, что я пережил. Теперь мне не остается ничего, кроме как ждать. Медленное ожидание дается мне очень нелегко, особенно после того, как я испытал «быстрое» время, проносящееся мимо меня, словно песок, ускользающий сквозь пальцы. Но начну сначала.
Хоть я и не уверен, что эту запись еще кто-либо когда-нибудь прочитает, тем более, если я останусь здесь навсегда. Если мой брат так и не сможет меня найти. Тем не менее, это хоть как-то помогает мне скоротать время.
26 декабря 1891 года, Лондон. «Коротать время» - это всгда было заветной мечтой моего брата, Августа Сандерса. Он с детства лелеял мечту о создании машины времени, устройства, позволяющего ему управлять всеми событиями в мире. Увидеть прошлое, исправить настоящее, опередить будущее. Повзрослев, он начал изучать все литературные труды и сочинения на эту тему, которые мог найти. Конечно, помимо этого он работал в университете, чтобы обеспечить свое существование, но с каждым годом его мания о машине времени принимала все более масштабные обороты. Я, в детстве было разделявший его восторг на эту тему, после смерти родителей перестал верить в сказки. Обзавелся семьей, уехал в другой город, Август остался в Лондоне. Мы навещали друг друга по праздникам, то и дело писали письма. Пока однажды от него перестали приходить известия. Когда же и на Рождество он не явился к нам в Йоркшир, я серьезно забеспокоился, собрал вещи и первым же поездом приехал в Лондон. Дом оказался пустым, толстый слой пыли говорил о том, что Августа не было уже несколько недель. Все его вещи были на месте, даже на столе стояла чашка с высохшим чаем, который он вероятно, не допил. Последние его рабочие записи датировались концом сентября. Я не успел даже покинуть дом, чтобы добраться до ближайшего отделения Скотланд-Ярда, как меня ослепила сильная вспышка. Затем последовал громкий, леденящий душу писк, взрывной волной меня отбросило на кучу книг. Посреди комнаты из вспышки показался странный предмет, похожий на телефонную будку. Но Август из нее не вышел. Переждав немного, я все-таки набрался смелости и открыл дверь необычной будки. Внутри стояло маленькое кресло, перед ним на стене крепились какие-то датчики и рычаги, на большом экране горели непонятные цифры: сегодняшняя дата и еще 21.07.5332. Несколько секунд мне понадобилось, чтобы понять, что и второй набор чисел был датой. Датой будущего. Невероятная догадка пронзила мой мозг, словно молния. Он смог, Август построил машину времени! Но где же он сам? Он остался там? Почему? Ответы на эти вопросы дал мне небольшой листок бумаги, засунутый между рычагами – письмо от моего брата: «Дорогой Льюис!Я знаю, что ты сейчас читаешь это. Я все точно просчитал. Ошибки быть не может. Как ты наверняка уже понял, мне удалось осуществить свою мечту. Вот уже несколько месяцев я путешествую во времени. Я видел строительство пирамид, распятие Иисуса, Рим во времена правления Цезаря, разговаривал с Леонардо да Винчи и Микеланджело, участвовал в походе Крестоносцев… И я бы с огромным удовольствием разделил все эти приключения с тобой. Честно говоря, мне это так или иначе придется сделать. Потому что теперь от твоего вмешательства в эти события зависит моя жизнь. В 5332 году, где я сейчас нахожусь, мне не удалось избежать проверки местных органов правопорядка. Они, конечно же, не обнаружили у меня никаких достойных документов и задержали. Дело усложняется тем, что в это время, пережившее четыре (!!!) мировых войны, любые подозрительные люди, вроде меня, которые не в состоянии доказать свою личность, сразу подвергаются продолжительному заключению. Теперь вся моя надежда лежит на тебе. Машина настроена так, что дает тебе всего три дня на пребывание в одном определенном времени. Поэтому после моего ареста через три дня она вернулась в 1891 год. Ты должен отправиться на машине в прошлое, в 29 сентября, в тот день, когда я начал свое путешествие, показать мне это письмо и отговорить отправляться в 5332 год. Только так меня можно спасти. Любящий тебя, твой брат Август».
29 сентября 1891 года У меня получилось. Сев в машину, я указал нужную дату и нажал на пару рычагов. Наконец, машина заработала, все вокруг осветилось ярким светом, сквозь него я увидел, как быстро уменьшается пыль на мебели в комнате, как сменяются ночь и день, становясь неделями и месяцами. А когда свет потух, я увидел в кабинете силуэт брата. Это могло означать только одно. Я только что переместился во времени на три месяца назад. Эта мысль вскружила мне голову. Улыбнувшись от радости видеть Августа живым и здоровым я уже ни на что не обращал внимания. Я собрался выйти из машины, как случилось непредвиденное… Она снова загудела. Оглянувшись, я увидел мой рукав, зацепивший датчик, управляющий датой поездки. Меня снова осветил ослепляющий луч света. Все, что я успел, это кинуть Августу его же письмо из будущего, затем комната вокруг меня стала изменяться с головокружительной скоростью. Все мои попытки остановить машину ни к чему не привели. Датчик продолжал отсчитывать секунды, часы, дни, года, столетия. Через несколько секунд я прекратил попытки остановить этот механизм. Комната вокруг меня исчезла, затем исчез сам дом, на его месте появился парк, затем озеро, затем какие-то высокие блестящие здания, их сменили здания еще более необычные, после этого город исчез совсем, я оказался на заводе, который с каждой секундой превращался просто в гиганта промышленности. Затем вокруг коротко вспыхнули бомбы, развалины долго лежали нетронутыми, пока их не накрыла вода, я оказался под водой, через несколько минут на суше, среди нетронутых джунглей, джунгли быстро высохли, обнажив бескрайнюю равнину, пока повсюду не осталась лишь мертвая пустыня.
12 апреля 675345 года, место, когда-то очень давно бывшее Лондоном Да, именно здесь и именно сейчас я оказался, когда у этой проклятой машины истратилось все топливо. Один взгляд на эту дату вызывает у меня неприятное головокружение. И теперь мне ничего не остается, кроме как ждать. Прожив несколько сотен тысяч дет за несколько минут, теперь я вынужден проводить долгие дни в бесконечной пустыне, в которую превратилась наша планета, ожидая чуда. Ожидая, что Август (неважно, из 1891 или 5332 года) сможет соорудить новую машину, найти меня здесь и вернуть обратно к моей семье. Август спрятал в машине достаточно миниатюрных, но сытных съестных припасов (наверно, из будущего), чтобы одному человеку продержаться несколько месяцев. Поэтому если меня не убьет ожидание, это рано или поздно сделает голод. Раньше я часто возмущался, если мне приходилось стоять в очереди или ждать опаздывающего приятеля. Теперь же ожидание стало моей единственной надеждой. Единственным занятием, которым я мог тут заниматься. Потому что пока я не перестану ждать – я буду жить. И если мой брат не сможет меня найти, я буду единственным человеком, кому удалось увидеть 675345 год. Жаль только, что никто никогда об этом не узнает…
Очень понравилась первая миниатюра. В лучших законах жанра. Щемящая, пронзительная, жизненная. Поэтому голосую за нее.
Вторая - более наполненная мелкими деталями, которые мне мешали додумывать. Хочется чтобы автор больше доверял читателю и позволял пофантазировать. Точная, дневниковая форма. На мой вкус меньше похожа на миниатюру, но несомненно написана мастером. Автору
Разные стили, разный подход, разные ценности... Авторы стоят перед глазами Оба (обе) - мастера прозы. Я же превыше всего ценю краткость, ясность и простоту образов, и потому мой голос - дуэлянту № 1. Дуэлянту № 2 Легкая придурковатость снабжает мозг кровью и обеспечивает индивидуальное творческое пространство...
Совершенно согласна, что авторы (извините, авторессы ) узнаваемы, очевидны. Респект обеим миниатюрам - в первой чувствуется жизненный опыт автора, узнаваемые знаковые детали "из раньшего времени"; выдержанность драматургии от первой любви в тринадцать лет до первого внука (а чего еще ожидать от быстролетящего времени). Вторая миниатюра предоставляет уникальную возможность лично посидеть в машине времени, почувствовать "на своей шкуре" головокружение от путешествия во времени, ощутить мертвенный холод одиночества, безысходности, безнадежности, тоски.
Цитата
ожидание стало моей единственной надеждой
- как страшно!
Обе миниатюры хоть бери да сейчас печатай, обе интересны каждая по-своему. Но я отдам свой голос за Дуэлянта № 2.
Дата: Воскресенье, 13.04.2014, 17:05 | Сообщение # 7
Мичман
Сейчас: На суше
первый вариант - красивые, романтичные сопли...Однако, красивые! второй вариант - скажем так, предсказуем...Однако, я дочитал до конца!
м-м...как же выбрать-то?
Вот, если бы "ощутить мертвенный холод одиночества, безысходности, безнадежности..." Опять же "в многоцветном калейдоскопе зала ожидания осталось ещё так много, с чем мы незнакомы..."
А можно я крутану свой заветный хомячий волчок? А я так и сделаю! Честное слово...Трам-пара-рам...Бинго! Победил № 2 И ему - (новую красную кепку и...гхм...белье )
Номер № 1 - и еще респект и уважуха!
Сообщение отредактировал Вирион - Воскресенье, 13.04.2014, 17:06
Дата: Воскресенье, 13.04.2014, 20:27 | Сообщение # 10
Бегущая по волнам
Сейчас: На суше
Выбираю первый. Не потому что автор заставил заплакать. Хотя... и поэтому тоже. Просто со мной это было. Первая любовь была в точности как описано. Ждала, скрывалась, а потом выбегала, словно меня тут стояло. Давно забыла эту историю, а вот вспомнилось. И вот это:
ЦитатаЮ-ла ()
Как от безысходности заламывает виски и сводит зубы
. Тоже было. просто пробрало до глубины души.
Второй вариант- замечательная миниатюра, совсем недавно смотрела фильм, очень похожая история.
Дата: Понедельник, 21.04.2014, 20:59 | Сообщение # 12
Морской конёк
Сейчас: На суше
Голосую за №2 по очень субъективным причинам - просто люблю и манипуляции со временем, и дневниковую форму рассказа. "На вкус и на цвет и фломастеры разные" - так вот это очень-очень мои фломастеры. Читается легко, динамично - хотя и да, предсказуемо, но всё равно понравилось.
Первому дуэлянту тоже спасибо за отличную миниатюру -
Дата: Понедельник, 21.04.2014, 21:31 | Сообщение # 13
Светлая память
Сейчас: На суше
Авторы! Я не прозаик, поэтому ждать от меня серьёзного разбора не стоит. Пишу свои чисто субъективные впечатления. Миниатюра №1 Это действительно миниатюра. Кратко, ёмко, вмещающе всю человеческую жизнь. Очень простой, доходчивый язык. То, что должно импонировать читателям. Точно, пронзительно, а, главное, близко каждому. Миниатюра №2 Написана мастерски, в лучших традициях этого жанра. Придраться не к чему. Хорошо выдержан стиль повествования. Всё чётко и ясно. Но, во-первых, она расчитана только на любителей фантастики. Совершенно не греет душу. И финал - отчаянная безысходность. ЛГ ещё надеется, но мы же понимаем, что найти его в этом континиуме пространства-евремени, не имея координат, просто невозможно. А во-вторых, миниатюра несколько громоздка. Обе работы написаны классно! Но из двух, выбираю первую.
Сообщение отредактировал BIB - Понедельник, 21.04.2014, 21:32
Дата: Понедельник, 21.04.2014, 21:46 | Сообщение # 14
Лоцман
Сейчас: На суше
Мне больше понравилась работа № 1. Мастерски передано ощущение ожидания. Я будто вместе с героиней прислонялась к запотевшему стеклу и считала квадратики на больничном полу. Жизненно, душевно. Я догадываюсь, кто автор! Работа № 2, как уже заметила Лена, больше похожа на ведение дневника. Я не уловила сильных эмоций. Но тем не менее написано хорошо! С уважением, Кристина Денисенко