Дата: Понедельник, 07.07.2014, 09:22 | Сообщение # 31
Помощник Капитана
Сейчас: На суше
ЦитатаАриадна ()
Не, ребята, я на такое не способна.
Я вообще молчу про себя Это же высший пилотаж! Кристин, браво! Может мне тоже какое-нибудь из своих стишат выбрать, чтобы подвергнуть его суровому критическому разбору?
Начну с привычного – разбор стихотворения с точки зрения его фонического, звукового построения.
1. Размер, рифма, ритм.
Я бы не стал о другой мечтать ! - - ! - -! - - (9 слогов) Выше и дальше летать не смел !- ! !- -! ! ! (9 слогов) Было бы странно мечту искать !- ! !- -! -! (9 слогов) Выйти под солнце за чувств предел !- ! !- ! ! -! (9 слогов) Глупо пытаться найти СВОЁ !- -!- -! ! ! (9 слогов) Там где кончается мира грань ! ! -!-- !- ! (9 слогов) Гордость играючи с ног собьет !- -!-- ! -! (9 слогов) Холодом веет твое Отстань !-- !- !- -! (9 слогов) Как же безумно искать свобод ! ! -!- -! -! (9 слогов) Зная что сердце в твоих руках !- ! !- -! -! (9 слогов) Диким мустангом ломиться вброд !- -!- -!- ! (9 слогов) Смыслы и счастье в твоих глазах !- ! !- -! -! (9 слогов) Если придется вперед идти !- -!- -! -! (9 слогов) Там где не сможешь идти за мной ! ! ! !- -! ! ! (9 слогов) Стану тебя на руках нести !- -! ! -! -! (9 слогов) Только б остаться с тобой !- -!- -! (7 слогов) Одной -! (2 слога)
(Дактиль – стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин)).
Строки одинаковые по длине и оканчиваются на ударный слог (мужская клаузула).
2. Тема, идея, основная мысль.
Стихотворение о любви ЛГ. Но есть три параметра: тема, идея и основная мысль. Так, чем же они отличаются? – Допустим, основную тему мы выяснили (любовь – обширное понятие, но подходит ко многим стихотворениям), есть еще термин – мотив стихотворения (не мелодия!). Мотив – это более узкая подтема стихотворения (мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества). Нужно внимательно вчитаться, разобраться, понять смысл и подтекст, чтобы определить тему, идею и главную мысль. С этим часто бывает не так просто, как кажется. Вот что хотел автор сказать данным стихотворением? Читаю-читаю, столько противоречий:
«Я бы не стал о другой мечтать»: Частица «бы» говорит о том, что «не стану» – еще не факт, то есть ЛГ может и помечтать о другой.
Частица «бы» с глаголами прошедшего времени образует сослагательное наклонение в знач.: 1) предположительной возможности. Поехал бы. 2) вежливо-предупредительного пожелания, совета, предложения. Ты прилёг бы. 3) желательности или долженствования. Покрапал бы дождичек 4) (с отрицанием «не») опасения. Не заблудились бы ребята.
С первой строчки становится ясно, что копать придется глубоко. «Выше и дальше летать - не смел»: Здесь все та же «предположительная возможность» (подразумевается «бы», вместо которого можно поставить тире, но не дефис), то есть вполне возможно, что ЛГ все-таки полетел и выше, и дальше, но в третьей и четверной строчке автор говорит о «странностях».
«Было бы странно мечту искать - Выйти под солнце, за чувств предел».
Почему это мечту искать странно? Мечту искать не странно. Автор ставит дефис (подразумевая тире), то есть в его понимании (или в понимании ЛГ) «искать мечту» приравнивается к «выйти под солнце, за чувств предел». Навязывается вопрос: «А что выйти под солнце – это что-то странное?» Впрочем, «искать мечту» – это не из ряда вон выходящее, не запредельное. Поэтому я чего-то недопонимаю.
«Глупо пытаться найти "СВОЁ" Там, где кончается мира грань»: Не глупо пытаться найти свое, но глупо искать то, чего нет, или то, чего нет в определенном месте. Где кончается мира грань? Где-то кончается, наверно. И что, там «свое» не ищут? Все так образно, завуалировано… Как начнешь вникать, мозг можно сломать :)
«Гордость играючи с ног собьет". Играючи – это деепричастие (это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. Отвечает на вопросы: что делая? что сделав?) Но в данном случае можно задать и вопрос «как?». Обстоятельство действия. Автор «играючи» запятыми не обособляет, хотя «Деепричастные обороты на письме всегда обособляются. Независимо от их места в предложении». То есть «играючи» нужно бы обособить запятыми. А нужно ли? Всегда ли обороты выделяются запятыми? Оказывается, нет.
Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми. Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, прочтите следующий рассказ. "С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников». «Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича". Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро». Наверное, вы поняли: это идиомы – устойчивые словосочетания, которые обозначают совсем не то (или не совсем то), что входящие в них слова. В отличие от добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, идиомы с деепричастиями на письме не выделяются запятыми. С идиомами нужно держать ухо востро. Не путайте их, пожалуйста, со свободными словосочетаниями. Сравните два предложения и скажите, в каком из них идиома, а в каком свободное словосочетание. Ребята взялись за дело засучив рукава. Засучив рукава, мама принялась месить тесто. (Вы, наверное, поняли, что в первом предложении идиома, поэтому запятая не ставится. А во втором – свободное словосочетание.) А гордость вообще может сбить с ног в прямом смысле? А играючи? А если бы это была не гордость?
Деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми, если имеют значение добавочного действия. http://raal100.narod.ru/index/0-162 Не выделяются запятыми в следующих случаях:
Если примыкают тесно к сказуемому, составляя с ним единое целое, и являются смысловым центром высказывания. Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? Это упражнение делают СТОЯ на вытянутых носках. Как? Запятую не ставим.
Гордость собьет с ног играючи. Как? Собьет играючи.
Повторили урок русского языка :)
«Гордость играючи с ног собьет - Холодом веет твое: "Отстань".
Возникает очередной вопрос: Зачем тире (в виде дефиса). Гордость играючи с ног собьет, (потому что) холодом веет твое «отстать»?
Роль знаков на письме:
Запятая – 1.пауза в предложении. 2. для передачи правильного смысла в сложных предложениях 3.перечисление 4.выделение вводных фраз(слов), обращений, уточнений.
Тире – 1. более длинная пауза в предложении; 2.противопоставление смысла предыдущих слов последующим; 3.замена слова (если мы не произносим слова, но имеем его ввиду); 4.объяснение значения того или иного понятия или явления.
Двоеточие – 1.объяснение в подробностях сказанной общей фразы. 2.перед перечислением.
Автору, видимо, нравится ставить тире, но он еще не научился это делать, поэтому лепит везде дефисы.
«Как же безумно искать свобод - Зная, что сердце в твоих руках - Диким мустангом ломиться вброд. Смыслы и счастье - в твоих глазах».
«Зная» связано с глаголом «искать», а автор разрывает эту связь своим «дефисом-тире», «ломиться» связано с «безумно», и опять «дефис-тире», а в четвертой строчке тире вообще ни к чему (в твоих глазах что? – смыслы и счастье в твоих глазах).
Как же безумно искать свобод, Зная, что сердце в твоих руках, Диким мустангом ломиться вброд. Смыслы и счастье в твоих глазах.
Смысла я так и не уловила. Если в глазах может быть счастье, то какой может быть в глазах смысл (не предназначение, а именно смысл). Смысл чего?
«Если придется вперед идти, Там, где не сможешь идти за мной - Стану тебя на руках нести, Только б остаться с тобой. Одной»
А здесь тире можно оставить. Фраза и образ хороши «унесу тебя на руках, если не сможешь идти за мной»… но только помнится мне, «Холодом веет твое: "Отстань». Героиня не хочет вообще никуда идти, а он насильно потащит ее на руках, потому что любит и хочет остаться только с ней одной.
Вот вам и смысловая нагрузка стихотворения. С темой и мотивом разобрались, основная мысль присутствует, не смотря на некоторые противоречия и неясности. Теперь нужно найти идею.
«Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства».
Для чего же автор написал это стихотворение? Оказывается, нужно задавать и такие вопросы. Для чего вообще стихи пишут? Посетили тебя какие-то гениальные мысли, и вперед стучать по клавишам. Какие мысли? Идея? – Сказать «люблю» и, нравится тебе или нет, унесу на руках?! Тоже вариант.
«Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных, мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств».
Критик должен быть очень умным!
А еще нужно знать, что есть не только криминальные, но и литературные группировки!
«Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы». Рассмотрим варианты:
«Символи́зм (фр. Symbolisme) —
одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними... Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный... В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру»
«Акмеи́зм («Адамизм»)
от греч. άκμη — «пик, максимум, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Н. С. Гумилёв,А. Ахматова (которая являлась его секретарём и деятельным участником) и С. М. Городецкий. Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «острие». Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии».
«Футури́зм (лат. futurum — будущее)
— общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова,Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма. Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков». К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.»
Символист, акмеист, футурист? Для полноценного разбора стихотворения нужно знать историю русской литературы, чтобы уметь отличать одно направление от другого. http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41663&chapterid=3141 Углубляться не буду: кому интересно, сами почитают.
Вернусь к разбору стихотворения «Одной».
Если говорить только о трех вышеприведенных (исторических) терминах (символист, акмеист, футурист), то это стихотворение больше подходит к категории «Символизм»: присутствует и недосказанность, загадка и намеки, у героя бурное воображение, он уходит от действительности в свой внутренний мир, размышляет на тему «если бы», придумывает невероятные сюжеты, сравнивая себя с мустангом, например.
Признаюсь, до конца идею этого стихотворения так и не поняла (вырисовывающиеся картинки не склеиваются в одно целое). Есть замечания по поводу расстановки тире (у автора дефисы) и относительно явного противоречия некоторых мыслей. При этом с точки зрения фонетического разбора (норм стихосложения) все отлично, а суть мне для меня осталась не раскрытой. С уважением, Кристина Денисенко
Сообщение отредактировал 7фиалок - Понедельник, 07.07.2014, 17:05
7фиалок, на твое усмотрение - возьми любой мой опус у меня Пенатах, лучше из последних, ибо первые были написаны где-то лет в 16-18 хотя можно и их, мне будет интересно
Искала сегодня стихотворение для разбора, и все мне казалось каким-то или идеальным, или откровенно слабым, а это интересненькое: и сюжетец, и техника:
Читая женщину
В первой строфе ты сняла пальто, Обувь небрежно швырнула в угол, Шарфик мелькнул – я узнал о том, Как хорошо тебе с милым другом...
Пуговиц блеск и летит жакет, Юбка сползает дуэньей строгой – В третьем катрене – в гамаке – Ты удивляешь меня и Бога.
Ближе к развязке – бретелек визг! Выпуклость мыслей приносит радость; Ты не стесняешься и на бис – На пол роняешь гипюр от Прада.
Текст идеален – читать, читать! – Ева в саду, плод слегка надкушен – Но понимаю, что всё не так – Ты обнажаешь святое – душу.
Что первым делом бросилось в глаза? Признаюсь, я пошла искать в словаре значение слова «дуэнья». Дуэ… ассоциируется у меня с дуэлями, а оказалось: Дуэнья – это немолодая женщина не сумевшая выйти замуж и следящая за моральным обликом ей доверенной девушки-дворянки. В Википедии написано: «Дуэнья (исп. dueña, буквальный перевод — госпожа, хозяйка), в Испании и испаноязычных странах — пожилая женщина, как правило — старая дева, воспитательница девушки или молодой женщины-дворянки, всюду её сопровождающая и следящая за её поведением. Дуэньи были и у испанских королев. В более широком смысле — пожилая женщина, наблюдающая за кем-либо или ведущая хозяйство». «Юбка сползает дуэньей строгой» — пишет автор. Все мы знаем, как сползают юбки, но вот чтобы сползать как старая дева или воспитательница – это что-то новенькое. Может, застенчиво? Но нет, ведь с первой строчки автор нарисовал женщину уверенной (она с ходу сняла пальто и швырнула обувь в угол). Потом я споткнулась на седьмой строчке: гамак на меня подействовал расслабляющими представлениями об отдыхе в тенистом саду, а если серьезно, то слога в строчке не хватает. Также проверила в словаре слово «катрЕн» с целью удостовериться в правильности ударения: КатрЕн (франц. quatrain от quatre – четыре), четверостишие, строфа, состоящая из четырёх строк.
С ритмом все-таки проблемка в этой строчке: «В третьем катрене – в гамаке», и хоть автор и поставил тире, но вынужденная пауза все равно не исправляет положение.
Проверяем полностью ритм и размер всего стихотворения:
В первой строфе ты сняла пальто, !- -! - -! -! (9 слогов) Обувь небрежно швырнула в угол, !- -!- -!- !- (10 слогов) Шарфик мелькнул – я узнал о том, !- -! - -! - ! (9 слогов) Как хорошо тебе с милым другом… ! - -! -- !- ! - (10 слогов)
Пуговиц блеск и летит жакет, !-- ! - -! -! (9 слогов) Юбка сползает дуэньей строгой, !- -! - -!- !- (10 слогов) В третьем катрене – в гамаке !- -!- --! (8 слогов) Ты удивляешь меня и Бога. ! --!- -! - !- (10 слогов)
Ближе к развязке – бретелек визг !- -!- -!- ! (9 слогов) Выпуклость мыслей приносит радость; !-- !- -!- !- (10 слогов) Ты не стесняешься и на бис – ! ! -!-- ! ! ! (9 слогов) На пол роняешь гипюр от Прада. ! - -!- -! - !- (10 слогов)
Текст идеален – читать, читать! ! --!- -! -! (9 слогов) Ева в саду, плод слегка надкушен – !- -! - -! -!- (10 слогов) Но понимаю, что всё не так – ! --!- ! ! ! ! (9 слогов) Ты обнажаешь святое – душу. ! --!- -!- !- (10 слогов)
Очень хорошо, что я выбрала именно это стихотворение для разбора. На этом примере мы познакомимся поближе с Алкеевым стихом!
На днях я разбирала нечто похожее, но правильное название не нашла, а сегодня перерыла несколько интересных статей и выяснила, как же называется ритм похожий на дактиль, которому визуально не хватает в предпоследней стопе одного безударного слога. Смотрим: Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. ! - - ! - - ! - - ! - - (чистый четырехстопный дактиль: 4 стопы, 4 ударных слога, 8 безударных, всего 12 слогов) ! - - ! - - ! - - ! (это схема четырехстопного дактиля с усеченной стопой, то есть последняя стопа содержит не три, а всего один ударный слог, без безударных, всего 10 слогов в строке) А теперь обратим внимание на схему каждой второй строчки этого стихотворения: ! - -!- -! - !-
Что общего? В чем разница? ! - - ! - - ! - - ! (дактиль) ! - - ! - - ! - ! - (а это что?) А это и есть Алкеев стих!
Алкеев стих — стих античной метрики, выработанный Алкеем, греческим лириком VII—VI вв. до н. э. Относится к числу логаэдов. Имеются следующие три вида алкеева стиха: 1. одиннадцатисложный: «U—U—U—UU—UU»; например, «odi profanum volgus et arceo»; 2. десятисложный: «—UU—UU—U—U»; например, «nec veteres agitantur orni»; 3. девятисложный: «U—U—U—U—U»; например, «dumeta natalemque silvam».
U – ударный, — - безударный
! - - ! - - ! - ! - —UU—UU—U—U
Визуально две стопы дактиля + две стопы хорея в одной строчке.
У автора только четные строки выстраиваются по схеме Алкиева стиха, нечетные – дактиль, но в целом технический рисунок на высоком уровне (за исключением упущенного слога в 7-ой строке).
Четверостишия в стихотворении с перекрестной рифмовкой, чередуются мужские и женские рифмы.
Пунктуация:
«Пуговиц блеск и летит жакет, Юбка сползает дуэньей строгой – В третьем катрене – в гамаке – Ты удивляешь меня и Бога».
Если с жакетом вместе летит и блеск пуговиц, тогда запятую мы не ставим, но если они вместе не летят, то ставим: Пуговиц блеск, и летит жакет… «Юбка сползает дуэньей строгой – …» автор ставит тире, я бы поставила точку, А «в гамаке» – согласна.
Тут немного с логикой не то: «Ты не стесняешься и на бис – На пол роняешь гипюр от Прада» – она ведь только начала раздеваться, а появляется ощущения, что героиня раз бросила на пол гипюр от Прада, потом оделась и опять (на бис, повторно) на пол…).
«Но понимаю, что всё не так – Ты обнажаешь святое – душу». Возникает вопрос «Что же не так?». Она разделась (в стихах!), но оголила не тело, а душу… в общем можно поразмышлять! С уважением, Кристина Денисенко
«Я Вас любил» — и сразу на ум приходят слова Пушкина: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим». Сейчас уже не говорят «я вас», хотя только если она – учительница, к примеру, или просто лет на двадцать старше ЛГ. С первой строчки почувствовала подражание, и ничего с этим не поделать. Стихотворение написано в классическом варианте, что и хорошо, и плохо. Не современно, но если учесть, что я не знаю, по какому поводу оно написано, то заострять внимание на это не буду. Возможно, автор писал его специально для какого-то конкурса, и стихотворение идеально входило в оговоренные рамки.
Но вот в рамки пятистопного ямба стихотворение не входит, не смотря на закономерное чередование ударных и безударных слогов:
Итак, стихотворение относится к силлабо-тонической системе (слого-ударная), Размер двусложный – ямб. Рифмовка строф охватная (авва). В зависимости от количества стоп можно сказать, каким именно сложным размером организовано стихотворение, но в данном случае автор не придерживается четкой схемы. Например четвертая строка состоит из 12 слогов – шестистопный ямб, хотя первая – из 10 слогов – пятистопный ямб. А в третьем катрене автор вообще сделал все наоборот: не 10-11-11-10, а 11-10-10-11. Но тем не менее стихотворение читается легко!
«И был готов клыкам подставить шею И лазить по деревьям, как пацан…» Пацан – Мальчик — ребёнок мужского пола. Выражение просторечное и литературной речи не свойственной. «Использовать обороты и слова, являющиеся просторечными выражениями, нужно крайне осторожно. При умелом подходе они могут многократно усилить выразительность текста, придать ему особую смысловую и эмоциональную наполненность, однако употребление их в чрезмерном количестве приведет к тому, что произведение не будет производить впечатления литературного». На мой взгляд «лазить по деревьям, как пацан» все-таки выбивается из общего классического возвышенного образа, хоть и подчеркивает безрассудность ЛГ в полной мере. Содержание: Мне даже понравилось, что ЛГ любила лес. Это было неожиданно! Потом я думала над тем, как выглядит скользкий травяной откос. Откос – наклонная поверхность горы, холма; боковая поверхность дорожного полотна, дорожной насыпи. Мокрый зеленый холм. Идешь и едва не падаешь… Там наверно особый сорт травы рос, потому что в полевые травы не скользкие.
Я представила алые росы. Нет! Я представила росу на солнышке. Она искрилась, но была прозрачной.
А в целом картинка мне понравилась! С уважением, Кристина Денисенко
Дата: Воскресенье, 13.07.2014, 13:36 | Сообщение # 39
Лоцман
Сейчас: На суше
Всё неважно...
Всё неважно на этом свете – всё проходит и все страдальцы, Шельм Всевышний давно не метит – не хватает Владыке пальцев… Кто же сможет назвать виновных – Правый сектор иль Левый сектор?.. Для одних – патриоты в Ровно, для других – «бандерлогов» секта.
Крым останется: камни, горы, галька пляжная, шум прибоя… Вор по-прежнему будет вором, а мыслителю – быть изгоем. И не слишком доступна истина, если Медиа брать критерием, Голубого экрана мистика - и расцвет и закат империи.
Что поэту гербы с клейнодами, что философу знамя отчее?.. Но кормить самодержцев одами – честь и совесть червями потчевать. Революций и бунтов ярость не проложит дороги к сути, В Украине в героях – Ярош, а в России навечно Путин.
На счет построения стихотворения, то сразу можно отметить, что каждая строка как бы состоит из двух частей, при чем эти части рифмуются с себе подобными:
Всё неважно на этом свете – всё проходит и все страдальцы, Шельм Всевышний давно не метит – не хватает Владыке пальцев…
Всё неважно на этом свете – - -!- - !- !- (9 слогов) всё проходит и все страдальцы, - -!- - ! -!- (9 слогов) Шельм Всевышний давно не метит – - -!- -! - !- (9 слогов) не хватает Владыке пальцев… - -!- -!- !- (9 слогов)
Ритмический рисунок напоминает Алкеев стих сочетанием трехсложных и двухсложных стоп. Все четко и красиво! Слова подобраны с умом и производят глубокое впечатление. «Бог шельму метит» – гласит народная мудрость.
Кто же сможет назвать виновных – Правый сектор иль Левый сектор?.. Для одних – патриоты в Ровно, для других – «бандерлогов» секта.
Какое замечательное противопоставление, и ритмический рисунок все тот же. Немного смущают тире: автор видимо отдает предпочтение именно этому знаку, а я бы и двоеточие задействовала.
А вот и двоеточие (!):
Крым останется: камни, горы, галька пляжная, шум прибоя… Вор по-прежнему будет вором, а мыслителю – быть изгоем.
Если посмотреть на схему, то больше напоминает анапест с усеченной на один слог третьей стопой, а если сравнивать со схемой первых катренов, то четко видно появление лишних безударных слогов в конце строк. Рифмы стали не женскими (ударный + безударный слог), а дактилические (трёхсложные), то есть ударный + безударный + безударный слоги, строчка заканчивается на два безударных слога, следующие за ударным.
Ритмический рисунок начал плыть. Закат – рассвет, а у автора не рассвет, а именно расцвет, но контраст все же ощущается.
Что поэту гербы с клейнодами, что философу знамя отчее?.. Но кормить самодержцев одами – честь и совесть червями потчевать.
Снова дактилические рифмы. Клейноды или клейноты (нем. Kleinod, польск. Klejinot, драгоценная вещь) — войсковые знаки, регалии или атрибуты власти запорожцев. Так что поэту эти самые гербы с клейнодами? А слесарю они что, а студенту или пенсионерке? «Кормить самодержцев одами – честь и совесть червями потчевать». Философ, однако! Кормить червями можно рыб, даже нужно: они это любят, а вот честь и совесть? Честь и совесть нужно кормить зефиром (!), розовыми облаками, радугой или, в крайнем случае, чем-то светлым и приятным. Пусть уже останется и честь и совесть чистой, светлой, белой, как открытый документ в программе Ворд. Значит червями кормить категорически нельзя и политикам оды воспевать тоже!
Вот, из-за таких рассуждений можно и на сбои ритма глаза закрыть. Автору есть что сказать, и говорит он недурно.
Революций и бунтов ярость не проложит дороги к сути, В Украине в героях – Ярош, а в России навечно Путин.
Дата: Понедельник, 14.07.2014, 22:08 | Сообщение # 41
Лоцман
Сейчас: На суше
Стихи – это не грамматика с орфографией и правильным рифмованным строем, стихи – это порыв, это песнь души, трепет сердца, полет мысли и восхищение миром, в котором мы живем.
Люблю тебя! Люблю... И лишь об этом мне хочется с тобою говорить. И... рифмовать сейчас... тебя и лето - со счастьем только! И совсем без рифм... шептать тебе на ушко "мой любимый", и нежности другие... Мой родной, чудесный и такой... неповторимый, и самый-самый-самый... День и ночь мне лишь тобой звучат... О счастье только, которое - читать в глазах твоих, дарить тебе, и значить... долго-долго - вот все мечты, надежды, вера и... И только ты - во всём, всего основой, и нежностью бескрайней, и... весной, и летом, и зимой, и... каждым словом живёшь во мне, и только же тобой умею я дышать... Мой ненаглядный, мой родненький, я так тебя люблю! И день звучит мне просто - только радость, и в мелочах, и так звучит июль, и... я хочу всю жизнь, любое "завтра", наполнить этим светом и теплом. Тобой и для тебя! И только так вот. И со словами, и совсем без слов...
Особенно... рассвет
Люблю тебя, единственный на свете! Люблю... И по глазам твоим читать... хочу весну и зиму, осень, лето... Счастливые! И что ещё сказать?! Ведь есть же ты, родной! Ты - в сердце, только - лишь нежностью одной, и каждый день, не знаю я - короткий или долгий - но тёплый бесконечно, ведь к тебе... стремится сердце, нежностью вот этой, в твои ладони, в сердце, в каждый миг... Любить тебя! Всегда и беззаветно, и в этом находить всей жизни смысл! Лишь в этом обожании, волшебно весь мир преображающем сейчас... Мне... ласковее солнце, чище небо, все краски - ярче, и рассвет встречать - особенное счастье, что бескрайно хочу с тобой делить, всегда, родной! Всем сердцем об одном всего мечтая - любить тебя, и чувствовать тобой любые зимы, лета, вёсны, осень... Прекрасные! И не поспоришь, нет. Ведь быть счастливой, обожая, просто, любя всё-всё, особенно... рассвет.
Люблю тебя! И что ещё сказать?
Люблю тебя! Хочу тебя обнять... Сейчас вот прямо, нежно-нежно-нежно... Люблю! И только так вот для меня звучит июль - тобой одним, безбрежно. Всем сердцем ощущаю, мой родной! И ежедневно одного желаю - чтоб счастлив был ты! Просто... день и ночь... И неизменно счастлив! И бескрайно! И вот за это я люблю свой день, и каждый вдох - за всё тепло и нежность, что в сердце бесконечно о тебе, и для тебя, мой родненький, конечно. Вот чтобы... согревать твои стихи, и руки, и все искорки во взгляде... Люблю тебя! Родной, люблю таким... немыслимо прекрасным, нежно-сладким, таким... как есть, и каждый выдох твой, и каждый вдох, и каждую улыбку, и... не улыбки тоже, и... всего тебя люблю! И видеть лишь счастливым мечтаю... ежедневно, без конца... И что ещё сказать, мой ненаглядный? Одно "люблю" хочу тебе писать - о главном, только так о самом главном...
Прекрасен тем...
Люблю тебя, единственный, заветный! И летний вечер мой прекрасен тем, что полон он, на самом деле, светом, что в сердце, мой хороший, о тебе... Вот чувствую я так, мой ненаглядный! И по-другому просто не могу... Люблю тебя! И вечер этот... сладкий, и трепетный, и в уголочках губ... твоих, он замирает так... чудесно, что хочется его... расцеловать, и написать его... стихом и песней, и... перепутать в сердце все слова, и долго же пытаться... разобраться - что говорить, зачем, как и когда, и часто-нежно просто... признаваться, что светом в сердце - ты и навсегда... Единственный, чудесный и заветный! И потому прекрасен вечер мой, что чувствую я только солнце это - всем сердцем, ну, а сердце - лишь тобой...
И счастье - в этом..
Люблю тебя, люблю, мой самый лучший! Единственный... И только об одном я... солнцем повторять хочу за ушком, и ветерком июльским, да, о том, что просто... ненаглядный ты, хороший, что я хочу смотреть в глаза твои, и долго целовать тебе ладоши... Вот просто так! И чувствовать - сбоит ещё сильнее слева, от признаний, от взглядов и тепла, от этих дней... Волшебных! Потому, что самый-самый в них - ты один... И мысли нет нежней, и строчки слаще, и прекрасней лета, в котором это чувствую вот так... Есть ты один, единственный на свете! И счастье - в этом, раз и навсегда! Так нежно-сладко...
Люблю тебя, хороший мой, бесценный! Сокровище... Прекрасен вечер, да. Совсем... как ты! И нежность неизменна, и время... замирает, и года я чувствую наполненными счастьем - сейчас и завтра, каждый день и час... И что ещё сказать, когда так часто я слышу колокольчик... И молчать мне хочется... в плечо твоё уткнувшись, и обнимая... крепко, вновь и вновь... Не только среди вечера - и утром, и... только так вот - встретить день и ночь, наполнить годы, говорить о главном... Тепло-тепло... Лишь так и может быть! Так... утренне-вечерне-нежно-сладко... Как и тебя, родной, всю жизнь любить!
Часто-часто...
Любимый мой, чудесный мой... Вот так вот я чувствую тебя, я вижу, да, я знаю, и... так точно будет завтра - ты самый лучший для меня, всегда! И так дышу... Немыслимо же сладко... И так живу я - обожая день, и ночи, и... Тебя, мой ненаглядный! Всем сердцем... Да, и рифмы о тебе выходят потому так... однозначно - лишь нежные и светлые... Люблю! Причина в этом. Не могу иначе... И просто не умею я... июль любить иначе - лишь с тобою в сердце, и месяцы, и годы - точно так... И мне не важно - летний день, весенний, осенний, зимний... Важно лишь всегда... любить тебя! Любить, и знать, что счастлив! И это всё... в глазах твоих читать. И целовать ладоши часто-часто... И нежно-нежно! И всегда-всегда!
Автор стихотворений - Rekha. На сайтi з 01/03/2010 Місто Харьковская обл. День народж. 06/12/1976 Опубліковано 1429 творів
«Все свои стихи я пишу для единственного человека, и только о нём...» На сегодня в ее дневнике 6 новых добавлений, и все «люблю тебя, люблю»
Представляю, захотел мне муж подарок сделать и купил томик стихов, не читая, просто обложка понравилась и название книги, я начинаю читать, а там 300 страниц «люблю тебя» :). В общем, не читала бы я эту книгу: должно же быть какое-то разнообразие, а так, что ни стих, то один и тот же образ и практически одни и те же слова.
Сделаю разбор последнего стихотворения (Часто-часто...):
С точки зрения фонического, звукового построения стихотворения – метрики, ритмики, рифмы, строфики, то более ли менее все в порядке: Стихотворение относится к силлабо-тонической системе (слого-ударная). Написано пятистопным ямбом. Происходит усечение безударного слога (первая и третья строки длиннее второй и четвертой). Женские и мужские клаузулы чередуются. Рифмовка строф перекрёстная (авав), но сами рифмы заставляют желать лучшего.
тАк вот – завтра (бедная рифма – созвучны только ударные гласные; составная – одна из пары рифм состоит из нескольких слов) да – всегда (банальная рифма - часто употребляется) сладко – ненаглядный (если есть в середине ад и яд – это еще не рифма, а созвучия в середине слов) день – тебе (не рифма: день – пень, тень, но не тебе, но поскольку ударный звук совпадает, то можно назвать бедной рифмой) однозначно – иначе (ОБОСОБЛЕННАЯ рифма – повторяются два согласных звука подряд после ударного гласного). Люблю – июль (РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (перестановкой) – рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства) сердце – весенний (не рифма: сердце – дверца, перцем, но не весенний, но можно назвать бедной рифмой) так – всегда (бедная рифма) счастлив – часто (ОБОСОБЛЕННАЯ рифма – повторяются два согласных звука подряд после ударного гласного). читать – всегда (бедная рифма)
Тим Скоренко в своей статье пишет, что «Гласные и согласные в рифме должны быть подобны (составлять видовые пары). То есть не так уже и важно, сходны ли окончания. Гораздо важнее, какие буквы присутствуют в предшествующем окончанию слоге. Например, рифма «золотой – дорогой» плоха не только по той причине, что в ней зарифмованы одинаковые части речи в одной форме, но также из-за «несходности» букв «т» и «г». Ударный слог (тут «той», «гой») должен рифмоваться как можно точнее.
Содержание: признание в любви, «телячьи нежности»… но лучше уж такие стихи, чем стихи озлобленных националистов, пропитанные ненавистью, здесь хоть любовь в каждой строчке.
Автору хочется пожелать, чтобы любовь не заканчивалась, но думаю, бесконечно писать одно и тоже все-таки не стоит.
Дата: Понедельник, 14.07.2014, 22:47 | Сообщение # 42
Лоцман
Сейчас: На суше
Кристина, я этих поэтов не знаю. А возьми ты ещё какой-нить мой шедевр, можно сказать шедеврище, да и отхлещи покрепче. Там в бане. Ну к примеру "Сюрприз" Если, конечно, хочешь и время есть. Тока на таких условиях стрелку забиваю в бане.
А это я себе памятку оставила. Так на всякий случай
Сообщение отредактировал Юле4ка - Понедельник, 14.07.2014, 23:15
Юле4ка, хорошая пародия! Новые телевизоры мы разбирать не будем (жалко же - потом не соберешь), а стихи писать и разбирать будем! С уважением, Кристина Денисенко
Сегодня мне попалось хорошее стихотворение. Содержательное, емкое, жизненное, не на заезженную тему… можно и поплакать над чужой судьбой, и пожелать всем деткам здоровья.
В общем, прочтите:
Дурочка
Шкатулка где моя? Верните мне шкатулку! Там бусинки, монетки и письмо, Которое прислал он мне весной, (А я не знаю, как читать по буквам) Мой папа - летчик. Он из Барнаула. А мама плакала и гладила меня. Она хорошая – но часто плачет И говорит, что я её несчастье. Нет, она добрая! На левое запястье Надела мне бубенчики. Звенят… Мне говорит, чтоб я не потерялась. Куда я денусь? С лишней хромосомой... Но я не чувствую её – так невесома Её судьбой отмеренная малость, И… так душа носить ее устала. И дразнятся соседские мальчишки! Зато жалеет пьяный дядя Коля, А мама плачет снова. Что-то о подоле Ему кричала так, что было слышно. А он совал ей деньги. Знаю – тыщу. Но мама почему-то отказалась. Сегодня я нашла больного воробья, Я вылечу его - мы будем с ним друзья. Вот только б мама снова не ругала, Как в прошлый раз – за котика с вокзала. Смотрю на Боженьку красивого в углу, Он улыбается мне – часто это вижу! Зачем друг друга люди ненавидят? И мама шепчет что-то про петлю… Но я не злюсь на мир. Я вас люблю. Скажите только, где моя шкатулка?..
Стихотворение написано ямбом. Единственный сбой ритма наблюдается в строке «Нет, она добрая! На левое запястье» (/-//-/-/-/-/-).
Шкатулка где моя? Верните мне шкатулку! Там бусинки, монетки и письмо, Которое прислал он мне весной, (А я не знаю, как читать по буквам) Мой папа – летчик. Он из Барнаула.
Схема:
-/-/-/-/-/-/- (13)А -/-/-/-/-/ (10)В -/-/-/-/-/ (10)В -/-/-/-/-/-(11)А -/-/-/-/-/- (11) А
Рифмы:
Шкатулку – буквам – Барнаула. Рифмы женские, базовые (рифмы с послеударными слогами), бедные (согласные, предшествующие ударному, не совпадают), неточные (с полным или частичным звуковым несоответствием послеударных окончаний).
Письмо – весной. Рифма мужская, недостаточная (последнему общему ударному звуку предшествуют различные предударные согласные), однородная (слова принадлежат к одной части речи), йотированная (вариант усечённых рифм с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й»).
Рифмовка: АВВАА.
Квинтет (пятистишие) – строфа из пяти стихов.
Содержание: ЛГ – девочка. Читать не умеет. Папы нет. «Летчик» – этим все сказано. Он бросил свою дочь (возможно, до рождения, а возможно, и после того, как ей поставили диагноз: не зря же стихотворение называется «Дурочка»).
А мама плакала и гладила меня. Она хорошая – но часто плачет И говорит, что я её несчастье. Нет, она добрая! На левое запястье Надела мне бубенчики. Звенят…
-/-/-/-/-/-/ (12)А -/-/-/-/-/- (11)В -/-/-/-/-/-(11)В /-//-/-/-/-/- (13) В (ритм нарушен) -/-/-/-/-/ (10) А
Меня – звенят. Это классическая рифма (глагол — существительное), надстроечная, добавленная (после точно рифмующегося слога во втором слове есть добавочный согласный). Плачет – несчастье. Рифма неточная с чередованием «ач» на «ча», «ет» на «тье».
И схема, и рифмовка изменились Узор «поплыл».
Содержание: Девочка не понимает, почему плачет мама. Жалко малышку: она ведь не виновата, что не такая как все. Мама называет ее «несчастьем». Каково же это чувствовать себя «несчастьем»? Малышка радуется всяким мелочам, любит маму. Маму тоже жалко.
Мне говорит, чтоб я не потерялась. Куда я денусь? С лишней хромосомой... Но я не чувствую её – так невесома Её судьбой отмеренная малость, И… так душа носить ее устала.
Потерялась – малость – устала. Бедные, неточные рифмы. Хромосомой – невесома. Достаточная рифма (опорные согласные совпадают), почти точная (соответствие ударных гласных и всех следующих за ним звуков), йотированная (с закрытым и открытым слогом, при этом первый заканчивается на «й» (хромосомой)).
Размер строк хаотичный. Рифмовка тоже. Четкой схемы нет. Но содержание…
Содержание: Девочка говорит о страшном диагнозе «с лишней хромосомой» и усталости. Она хочет быть, как все нормальные, здоровые дети. Опять жалко девочку до слез.
И дразнятся соседские мальчишки! Зато жалеет пьяный дядя Коля, А мама плачет снова. Что-то о подоле Ему кричала так, что было слышно. А он совал ей деньги. Знаю – тыщу. (разговорное слово)
-/-/-/-/-/- (11) А -/-/-/-/-/-(11)В -/-/-/-/-/-/- (13)В -/-/-/-/-/- (11)А -/-/-/-/-/-(11)А
Содержание: ЕЕ дразнят, обзывают дурочкой, издеваются. Дети ведь прямолинейные: говорят, что думают. Обидеть им ничего не стоит. А «пьяный дядя Коля жалеет». «О подоле»: понятно, что о ребенке. Мама или аборт собралась делать из-за боязни, что родится опять нездоровый ребенок, или плакалась соседу, что «принесла в подоле …»
Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.
Но мама почему-то отказалась. Сегодня я нашла больного воробья, Я вылечу его – мы будем с ним друзья. Вот только б мама снова не ругала, Как в прошлый раз – за котика с вокзала.
Смотрю на Боженьку красивого в углу, Он улыбается мне – часто это вижу! Зачем друг друга люди ненавидят? И мама шепчет что-то про петлю… Но я не злюсь на мир. Я вас люблю.
Трогательное ведь, правда? Я бы и глаза на все неточности закрыла и поставила 5 с маленьким минусом (по старой пятибалльной системе). С уважением, Кристина Денисенко