Дата: Воскресенье, 29.06.2014, 13:28 | Сообщение # 2
Лоцман
Сейчас: На суше
Человек не должен критиковать других на той почве, на которой он сам не может стоять перпендикулярно.
Марк Твен
Быть критиком не легче, чем поэтом!
Оказывается, есть определенные требования к слогу поэта. Признаюсь, смысл некоторых слов мне стал знаком буквально только что. (http://pishi-stihi.ru/category/trebovaniya-k-slogu-poeta) - Архаизмы
Любой язык постоянно изменяется с течением времени. Появляются новые слова, а некоторые лексические единицы незаметно уходят в прошлое, перестают использоваться в речи. Слова, вышедшие из употребления, называются архаизмами. Применение их при написании стихотворных произведений крайне нежелательно — для некоторых читателей в результате этого смысл может быть частично утерян. Однако для определенных категорий текстов архаизмы вполне допустимы и даже желательны. Среди них произведения, написанные на историческую и религиозную тематику. В этом случае умело использованный архаизм позволит автору более точно описать события, действия, объекты или свои чувства.
- Варваризмы
Довольно часто носители одного языка начинают употреблять для обозначения того или иного понятия слова, принадлежащие другому языку. В некоторых случаях язык от этого становится только богаче, например, если речь идет об обозначении некоего изобретения. Однако чаще всего язык при введении в него слов иностранного происхождения только засоряется. Лексически единицы, взятые из других языков и имеющие при этом смысловые аналоги в данном языке, называют варваризмами. Употребление их в литературной речи крайне нежелательно — в этом случае теряется самобытность русского языка, звучание и построение стихотворного текста становится более громоздким.
- Неологизмы
Появление неологизмов — следствие закономерного развития любого языка. С возникновением новых понятий появляется необходимость в словах, которые бы их обозначали. Эти слова и становятся неологизмами. В последствии некоторые неологизмы становятся полноправными лексическими единицами языка. Однако существует группа так называемых неудачных неологизмов — неблагозвучных, неполно отражающих суть понятия слов. Использование таких неологизмов, как и всех не устоявшихся в языке слов и выражений недопустимо при написании стихотворных текстов.
- Параллелизмы
Параллелизмами называются предложения, имеющие тождественный смысл, но разное построение. Допущение параллелизмов в прозаическом тексте перегружает его, делает более трудным для понимания читателем. В то же время в поэзии часто используются параллелизмы, имеющие сходную конструкцию, что позволяет сделать стихотворение более выразительным, лучше раскрыть его смысл.
- Плеоназмы
Плеоназм — это слова или целые выражения, которые можно убрать из текста так, что его смысловая наполненность от этого абсолютно не пострадает. Довольно часто плеоназмы возникают в случае, если автор стремится выразить свои мысли или чувства как можно более полно и точно. В результате он получает прямо противоположный эффект — речь становится размытой, нечеткой, а до смысла сказанного автором читателю трудно добраться. Однако встречается и намеренное употребление плеоназмов, когда писатель старается достичь особой точности, исключить любое возможное искажение смысла. В народной речи и поэзии плеоназмы часто используются для того, чтобы сделать все утверждение более убедительным. Однако авторам стоит избегать чрезмерного их употребления, так как большое количество плеоназмов в тексте делает его громоздким и тяжелым для понимания.
- Правильность речи
Правильность речи — одно из важнейших требований к написанию стихотворного произведения. Автор должен соблюдать грамотность, строго следуя правилам того языка, на котором пишется произведение. Частое их нарушение может испортить все впечатление от стихотворения, а также исказить или сделать труднодоступным для понимания его смысл. Так, частое нарушение правил грамматики, неточности или ошибки в сочетаниях слов были выделены в особую категорию и называются солецизмами. Это название произошло от имени греческого города Соли, где жители часто вводили в свою речь такие обороты, построение которых было характерно для языков, не являвшихся для них родными. Вследствие этого, общий уровень правильности устной речи населения этого города был довольно низким. Довольно часто современные авторы допускают солецизмы, переводя тексты с других языков. Причина этого, так же как и в случае с жителями греческого города кроется в различии методов построения фраз, использующихся в разных языках.
- Провинциализмы
Провинциализмы в русском языке являются довольно распространенным явлением. Они возникают в результате образования местных диалектов, своеобразных «подвидов» русского языка, использование которых характерно для той или иной местности. Слова-провинциализмы не рекомендуется употреблять в стихотворных произведениях, так как их значение не всегда может быть известно читателю. Допустимо использование таких выражений только в том случае, если стихотворение напрямую касается местности, для которой они характерны, однако даже в этом случае значение провинциализма необходимо раскрыть в тексте.
- Просторечные выражения
Разговорная речь и литературный язык были четко разграничены с появлением письменности. Со временем разница между ними становилась все более ощутимой, каждое из этих направлений развивалось по-своему. Для того чтобы литературная речь была как можно богаче и выразительнее, авторы постоянно совершенствуют ее, придавая все больше изящности способам выражения мыслей и чувств. В то же время разговорная речь характеризуется максимальным удобством для употребления, часто неполными грамматическими конструкциями, менее насыщенным по сравнению с литературной речью лексиконом. Использовать обороты и слова, являющиеся просторечными выражениями, нужно крайне осторожно. При умелом подходе они могут многократно усилить выразительность текста, придать ему особую смысловую и эмоциональную наполненность, однако употребление их в чрезмерном количестве приведет к тому, что произведение не будет производить впечатления литературного. Использование вульгаризмов в литературной речи не допускается в принципе.
- Синонимы
Чрезмерное употребление синонимов может отрицательно сказаться на точности речи. Такие слова имеют сходные, но не тождественные значения, и довольно часто авторы, стремясь разнообразить текст, сделать его более выразительным, приходят к тому, что смысл фразы оказывается размытым, сложным для понимания. Для того чтобы сохранить точность речи и при этом написать выразительный, богатый лексически стихотворный текст, автору нужно тщательно подбирать синонимы, вдумчиво анализируя значение каждого из них.
- Тавтология
Тавтологию также можно назвать и плеоназмом, так как по своей сути эта речевая неточность представляет собой переполнение текста синонимичными словами или выражениями с целью наиболее полно раскрыть смысл. Однако тавтологии, хоть и не допустимы в прозе, довольно часто используются в поэзии, придавая стихотворному произведению особую выразительность.
- Точность речи
Точность речи определяется тем, насколько употребленные автором слова или выражения соответствуют тому, что он хотел донести до читателя. С точки зрения этого параметра идеальными для использования становятся слова, имеющие только одно строго определенное значение. С другой стороны, при использовании такой лексики может пострадать выразительность произведения, поэтому автору нужно строго следить за тем, какие значения имеют слова, употребляемые им, но при этом не стремиться к абсолютно «сухому», однозначному тексту.
- Чистота речи
Чистая речь предполагает абсолютную грамотность, употребление литературных выражений, составление четких лаконичных конструкций предложений и использование в лексиконе только тех слов, что имеют русское происхождение. Чистая речь — обязательно условие для автора, она не только позволяет создавать эмоциональные, насыщенные смыслом и в то же время легкие для понимания стихотворные тексты, ее наличие также является одним из проявлений уважения автора к своему читателю. Самые распространенные искажения речи можно разделить на несколько категорий: неологизмы, архаизмы, варваризмы, провинциализмы и просторечные выражения и слова.
- Ясность речи
Ясность речи — параметр, напрямую влияющий на то, насколько понятным для читателя будет написанный автором текст. Для того чтобы речь была ясной, автор должен иметь полное представление о том, что он описывает. Положительно на ясность изложения влияет лаконичность и употребление простых для понимания, имеющих только одно значение слов. Часто речь авторов страдает оттого, что они употребляют двусмысленные выражения или слова. Читатель в этом случае может не понять, что хотел сказать поэт, не уловить смысла стихотворения. Одной из типичных ошибок в этом случае является использование омонимов, слов, имеющих одинаковое написание и звучание, но разные значения. Если в контексте фразы, содержащей омоним, автор не раскрывает его смысл, читатель может не понять, какое именно значение имеет слово в данном случае. Таких слов в русском языке не мало, поэтому писателю следует особенно внимательно следить за правильностью их употребления. Неправильно расположенные в тексте предложения слова также могут ввести читателя в заблуждение. К этому же пункту можно отнести проблемы, возникающие с ясностью речи при неправильном расположении или вовсе отсутствии некоторых знаков препинания в тексте. Всем известный пример «Казнить нельзя помиловать» — лучшая иллюстрация таких ошибок. Автору следует особое внимание обращать на построение предложений в тексте — слишком длинные фразы, изобилующие уточнениями или небольшими отступлениями, могут отрицательно сказаться на ясности речи. Затрудняет понимание и употребление в рамках одного предложения подлежащих и дополнений, имеющих одинаковые окончания.
И на все это тоже нужно обращать внимания, помимо, казалось бы, самого важного – ритма, рифм, размера.
Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью»
«Белой ночью»
Ах, дверь не запирала я, Не зажигала свеч, Не знаешь, как, усталая, Я не решалась лечь. Смотреть, как гаснут полосы В закатном мраке хвой, Пьянея звуком голоса, Похожего на твой. И знать, что все потеряно, Что жизнь — проклятый ад! О, я была уверена, Что ты придешь назад.
1.
Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его прототипом является супруг поэтессы Николай Гумилев, однако позже Ахматовой стали приписывать многочисленные связи с другими мужчинами. Лишь очень близкие люди знали о том, что все мужчины, так правдоподобно представленные в стихах, являются плодом воображения поэтессы. Именно с ними она ведет бесконечные диалоги и монологи, разыгрывая сцены ревности, расставания или же, наоборот, любовных признаний. Почему именно Ахматова поступает таким образом, до сих пор остается загадкой. Возможно, причиной является неудачный брак, с человеком, которому поэтесса боится признаться в своих истинных чувствах. Не стоит сбрасывать со счетов и амбиции Ахматовой, которая ищет свою стезю в мире литературы, и ей это, в конце концов, удается. Женский взгляд на вопросы взаимоотношения полос становится для многих настоящим откровением, и поэтесса на протяжении весьма продолжительного времени активно культивирует эту тему, создавая все новые и новые образы вымышленных возлюбленных. В 1911 году она публикует стихотворение под названием «Белой ночью», в котором пытается передать те чувства, которые испытывает женщина, навсегда расставаясь со своим любимым. Объяснение с ним произошло накануне и, вернувшись домой, героиня стихотворения, несмотря на сильную усталость «не решилась лечь». Она оставила незапертой входную дверь в надежде, что ее избранник все же сменит гнев на милость и придет мириться. Но этого, судя по всему, не произошло. Поэтому женщине, которая озвучивает в стихотворении свои мысли от первого лица, остается лишь «смотреть, как гаснут полосы в закатном мраке хвой» и вслушиваться в ночные шорохи, рассчитывая различить среди разговоров под окном голос того единственного человека, которое сейчас ей больше всего на свете хочется увидеть. Питерские белые ночи коротки, и очень скоро над северным городом занимается рассвет, который не приносит собой облегчения, а лишь усугубляет ситуацию. Но при этом все точки уже расставлены над «i», и героиня стихотворения твердо убеждена, «что жизнь – проклятый ад». Она осознает, что уже ничего невозможно исправить, и самый дорогой для нее человек потерян безвозвратно. Почему именно это произошло, поэтесса умалчивает. Да и неважно, из-за чего возникают ссоры между возлюбленными. Важно лишь то, что далеко не все они заканчиваются примирением. И это особенно угнетает Ахматову, героиня которой признается: «О, я была уверена, что ты придешь назад».
Ох! Это так много должен был бы рассуждать читатель над стихом?! По-моему этот анализ как расшифровка для тех, кто ничего не понял. Типа «а теперь для особо одаренных», и давай разжевывать, что же там происходило с ЛГ. На другом сайте нашла другой анализ того же стихотворения: 2.
Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем). Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.). Интересно, что подавляющее большинство стихов А.А. Ахматовой, начиная с самых первых, вышедших как раз в 1911 году в журнале «Сириус», не имевшем успеха у публики, наполнено болью и горечью утраты. Словно эта молодая женщина, едва переступившая порог двадцатилетия, уже испытала нескончаемую череду расставаний, разрывов и потерь. Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью». Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого. Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России – и с тем же успехом – в СССР, в Подмосковье – и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой». Жизнь лирической героини «адом» может быть везде. И всегда. Поскольку любимый оставил её и не пришел «назад». Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано»,«Сжала руки под темной вуалью», «Мне с тобою пьяным весело»… Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый). Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает в момент написания стихотворения (изливания сиюминутных эмоций). Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики. Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине… Раз ушел и не возвращается. Или же он недостаточно любит её? Или разлюбил вовсе? К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка. Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская (ударение падает на последний слог строки), по расположению рифмующихся строк – перекрестная (абаб). Все 3 куплета рифмуются одинаково – сбоев и внутритекстовых конфликтов нет. Жанр произведения: любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, - послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины. Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но – чего? Измениться? Извиниться? Любить? Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой – закатный, ад – проклятый. И все. Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами. Единственное сравнение: «жизнь – проклятый ад». Или же это – гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение», наступающее от «звука голоса»? Вопрос спорный. А.А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Её стихи могут быть понятны и «простому люду». Достаточно быть искренним и уметь любить.
Здесь хоть разговор ведется и о жанре, и о размере, о ЛГ и, больше всего общих ощущений от стиха. Признаюсь, на мой взгляд, эти анализаторы видят гораздо больше, чем я. Читая «Белой ночью», я представила всего одну картинку, и через 10 секунд эта серая картинка исчезла: комната, дверь, темно, ЛГ сидит на кровати и смотрит в окно на закат, слышит звуки какие-то и грустит. И все. Хотя тема грусти, одиночества, несбывшейся надежды раскрыта, мелодично, ритмично, с орфографией и пунктуацией порядок, но я бы не назвала это стихотворение «невероятным». Для меня как-то слишком просто, что ли. Нет неимоверных образов, сравнений, красоты, что ли. Мне хочется чего-то большего от стихов. Говорят, все идеальное – просто. Спорно. Но и времена уже не те. Возможно, 100 лет назад и я бы хлопала в ладоши и кричала «браво».
Нашла план анализа стихотворения. (http://revolution.allbest.ru/literature/00009674_0.html)
1. Близость к одному из литературных жанров: новелле, балладе; жанров из других видов искусства: кино, живописи, музыки. Для доказательства этой близости следует представить свою интерпретацию текста: музыкальную, иллюстрированную, сценарную, прозаическую. Можно подобрать уже существующие иллюстрации, сценарии, рассказы. 2. Время действия. Как оно представлено? 3. Место действия. Как оно представлено? 4. Герои. Как они представлены? 5. Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения, особенно-сти его цветовой гаммы, мелодики, ритма. 6. Художественные детали (конкретные и обобщенные). 7. Роль и место монолога (диалога).
(Кстати, на этом сайте много интересного. Я прочитала статью «Неделя без критики мужа. Мой эксперимент». Полезно!
Если судить по анализу стихотворения Ахматовой «Белой ночью», то нужно в первую очередь видеть светлое в темном, стать на место ЛГ или даже автора и посмотреть его глазами на те картинки, что он рисует, и самому рисовать (!). «Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый). Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает…» Это ведь все дорисовано! Один увидел так, другой увидит иначе.
Дата: Воскресенье, 29.06.2014, 14:26 | Сообщение # 3
Лоцман
Сейчас: На суше
Смешной рассказик про ту самую критику:
СТИХИРЦЕВ И ПОЭЗИЯ
Поэзию Нестор Поликарпыч любил всегда. С глубокого детства, можно сказать. Еще тогда, в нежном возрасте, в ответ на крик души родного отца «Где ж денег на все это взять?!» он выдал совершенно идеально зарифмованную строку «Не знаю я, папочка, б…ь!».Даже сам порадовался - как хорошо ввернулось слово, услышанное от соседа! Однако не распознавший еще таланта родитель схватился за ремень. С тех пор Нестор был уверен на сто процентов: поэзия - звезды, но путь к ним лежит только через тернии…
Одно из правил: просторечные выражения нежелательны, а использование вульгаризмов в литературной речи не допускается в принципе.
Надо сказать, что и фамилия у Нестора Поликарпыча была многообещающая - Стихирцев. Нет, ну как тут не начать творить- то, а? И он писал, писал, писал… Стихи упрямо требовали выхода, конденсируясь и выпадая в осадок на листы бумаги - или просто прорывались наружу во время обычного разговора, к вящему удовольствию коллег по работе. Ну, вот, например: «Зашел в пивную я вчерась. А пива нету. Выпил гольный квас». А чего? И людям весело, и Поликарпычу приятно. Хотя с пивом было бы еще приятнее.
Строчки, записанные вдохновенным, скачущим почерком на листах в косую линейку, копились и копились. Самые ранние образцы поэтического дара Стихирцева имели уже совершенно непотребный вид: обтрепанные уголочки, полупрозрачные масляные пятна с селедочным запахом… Ну еще бы: если каждую пятницу, под пиво, друзей к высокому приобщать, читая то или сё из поэзии... ну не умывать же, помилуйте, перед этим руки! Кощунственно-с даже было бы...
Еще одно правило: если ты сам не уважаешь свои стихи, то не жди уважения от других. Писать нужно аккуратно и грамотно.
Впрочем, ежепятничных чтений перед благодушной полутрезвой аудиторией Стихирцеву, как истинному поэту, постепенно становилось недостаточно. Томилось этак в груди смутное? Неосознанное желание чего-нить эдакого, настоящего! Ну, вот например...
Что таилось за этим «например», Нестор Поликарпыч долго не мог решить. Выбор-то о-го-го! Ну, вот, книжку, например, выпустить можно. Или даже две. Или этот... многотомник. И чтобы на улице потом все узнавали. Ежели чего, иной раз и автограф какой-нибудь Маняшке-симпатяшке можно дать, не без того. Жаль только, звания Героя за поэзию не дают. А то бы – ух! стал бы Стихирцев Героем поэзии.
Сначала не помешало бы удостовериться, а стихи ли это, и не гнаться за славой (поэтов сейчас миллионы).
Впрочем, как сказал ему постоянный собутыльник Серега, издавать поэзию сейчас только за свои деньги можно…и стоит такая поэзия примерно как две цистерны пива. Нестор Поликарпович прикинул масштаб написанного, и решил, что опубликовать такое наследие ему не по карману. Даже если сдаст все бутылки. Даже если все свои и все Серегины.
Запой после осознания трагизма ситуации терзал Нестора неделю. Еще неделю спустя наконец-то пришла спасительная мысль - нужно послать стихи в известный толстый журнал, печатающий ее, поэзию. А уж там такой талантище всенепременнейше отметят, заметят, и дальше все пойдет как по маслу!
Стихирцев с замиранием сердца вкладывал в конверт переписанные под копирку шедевры, назвав подборку «Самые Лучшие Произведения». Туда вошли те, после которых по пятницам ребят на слезу прошибало. Это был целый процесс. Временами конверты не выдерживали и рвались. И тогда Нестор Поликарпович недобрым голосом вспоминал матерей работников почты, кризис, всех полиграфистов и создателей настолько непрочных конвертов. Время от времени в этот перечень попадали также и книгоиздатели. А иногда и толстые журналы. Иной раз и тонким доставалось. Словом, всех припоминал, никого не обходил вниманием. Кроме поэзии. Поэзию он считал святым делом, а на святое как же можно - матом?
Почтовая барышня долго не хотела принимать такое количество писем, настаивая, что «по четыре письма берем за один раз, и баста!», но Поликарпыч тоже не вчера родился. Баночка кофе и пара шоколадок - и вся поэзия улетела в момент, ну прям, как бабушка пошептала…
...Первый ответ пришел через полторы недели. Поликарпыч после этого три дня ходил мрачным, как туча. О содержании письма собутыльникам говорить категорически отказывался. Дальше письма повалили косяком. Однажды вернулся целый конверт - только стихи были исчерканы, испещрены пометками чьей-то равнодушной, безжалостной руки. И приписка - дескать, исправьте все что наколбасили, а? И вот если исправите, мы потом посмотрим... Насчет вашей поэзии...
Это опять про уважение. Точнее неуважение в виде вопиющей безграмотности. Многие критики не берутся критиковать, если не видят сильных сторон. Уважающий себя автор должен писать грамотно. Но как показывает практика, пишут что попало и как попало.
На четырнадцатом письме Стихирцев спекся. Да и трудно было, по правде говоря, устоять. Неведомый ему "редактор отдела поэзии Е.Макаркин" с такой садистской скрупулезностью прошелся по "Самым Лучшим Произведениям", что, попадись он сейчас Нестору Поликарпычу в руки, мало бы ему не показалось. Но зарвавшийся и возомнивший о себе бог знает что писака жил в другом городе. А ехать к черту на кулички лишь ради того, чтобы поиметь сомнительное удовольствие засветить в торец редактору отдела поэзии - было нерезонно.
Но и оставить подобное издевательство над поэзией безнаказанным... Нет, этого Стихирцев не потерпел бы ни за что на свете! Обложившись словарями, справочниками по теории стихосложения и учебниками русского языка, непонятый современниками поэт засел за ответ.
Выходило что-то такое: «Получил я ваше письмо. На что и отвечаю. В первых строках хочу пожелать вам доброго здоровьичка, господин редактор отдела поэзии Макаркин, потому как ежели приведется вам меня увидеть, оно вам ой как понадобится. Значится, так. Хочу поподробней остановится на том, чего вы мне тут написали. Не понравился вам мой язык? Так, промежду прочим, при всем моем уважении, язык же развиваеться. И развиваем его мы – люди, говорящие на этом языке. Ну, вы меня поняли.
А теперь о стихах. Вот, то, которое под названием «***». У меня, правда, многое под таким же названием, но это «***» вы просто не можете не узнать! Вот полторы строки из него: «Над горизонтом - многотонный, кричащий – растекся молний хохот».
В очередной раз убеждаюсь, главное РИТМ!
И что вам здесь не понравилос? Между прочим, звук от "молний хохот" бывает громким, как крик. Здесь подразумеваеться слияние звука и молнии. Ну и молния растекаеться, расходиться по небу. А слово "многотонный" используется как усилительное.
С чего это тут вам метафоры и аллегории поперек горла встали? Метафорически и аллегорически можно все сделать. И напоить запахом, и иссушить взглядом, и порвать словом. Давайте не будем оспаривать субъективные интерпритации вИдения мира. Не благодарное это дело, да и без полезное. Кстати, этот катрен мне тоже не очень нравится, и я редко его показываю. А вот тут решил - пусть будет. Да и не далече, чем вчера вечером мой товарищ Серега (уже принявши на грудь) прямо с листика его вслух зачёл... и ничего так пошло, не спотыкался нигде, ни косяков не ощутил, ни трудностей...
Теперь вот про рифму поговорим давайте. Я не люблю рифмовать нечетные строки - напрягает меня этот процесс. А вот глагольные рифмы я люблю, и потому использую их. И вообще, в XXI-м веке вся поэзия стоит перед дилеммой: либо интересные, но неточные рифмы, либо точные, но порядком затёртые. «Основы-знакомы», «света-хлеба», «оков-дорог» – это, чтобы вы знали, тоже рифмы, пускай, как вы тут рассказываете, неточные, но они этим и лучше, чем изъезженные точные рифмы.
Все-таки рифмы должны быть.
Вот, например, чем плохо это стихотворение:
*** Скользит терзанье в этих строках, Они наподобие моих оков, Звенят, как мысли, одиноко Скользят обочиной дорог. Они мне как одна знакомы. Так после солнечного света Дрожит прозрачная основа Судьбой проращенного хлеба.
Было бы ритмично, я бы не заморачивалась даже что там где скользит..."
И что, обочин у дорог не бывает? Быть может, обочины у дорог - это мой авторский вымысел или как там вы это назовёте? По-моему, придираетесь вы ко мне! Такие простые метафоры не смогли понять... Мысли - они одинокие, потому что творец всегда одинок во вдохновении, его понять некому! Вот, даже вы, вроде как близкий к поэзии человек, и то понимания не дождешься! Мысли скользят, как обочина дороги - это тоже не случайно! Вся жизнь - дорога. Я ее осмысливаю. И вот сбоку этой дороги, как ее обочина, скользят мои мысли. Поскольку все мысли - мои, то они мне знакомы - все как одна. И не просто так себе знакомы, а аж до дрожи! Они, можно, сказать, основа и суть моего творчества, они также значимы, как хлеб, и их освещает свет моего разума! А когда свет сильный, он как бы пронизывает все вокруг, и потому окружающий мир становится понятным и ясным - до прозрачности. Вот, знаете, такое еще дрожащее марево бывает над хлебным полем в летнюю жару - это из той же оперы. «Прозрачная основа судьбой проращенного хлеба» – эти слова проходять сверьху вниз, с неба на землю, и являются смысловой связью.
Вот об этом я и пытался сказать, и очень мне странно, что вы не поняли, все же как на ладони! Вы меня сейчас, конечно, опять в пафосности упрекнете. И опять будете неправы. Я мыслю возвышенно, оттого и строки здесь Возвышенные и совсем не пафосные. А вообще стихотворение было предназначено человеку, которого я люблю. Так что... Терзанья же, про которые я часто пишу, и которые вас так возмутили - они тоже не зря. Именно 100 лет назад ТВОРИЛИ настоящую поэзию гении, для них это слово было вполне нормальным! Вот и мне нравятся такие архаизмы, так сказать. А звенит терзанье, потому что такое вот оно по словам лирического героя - ничего с этим поделать не могу. На нем весь стиш и написался. Вы просто восприняли мое стихотворение буквально, не размышляя. Однако же не все то, чем кажется.
Вы говорите, что у меня «слишком запутанные взаимоотношения между лирическими героями стихотворений».
Одно из правил: идея, смысл должен был понятен.
Вы просто слишком мало моих стихов читали, чтобы распробовать, что к чему. Мне-то оно все как божий день ясно. Так вот я вам доложу, что это все вам непонятно оттого, что мы с вами живем в разных городах. Про то, какая конкретно связь между мной и моей половиной, объяснять не буду по той простой причине, что людям, которые знают всю подноготную моих отношений, все понятно. И вот если бы вы жили в нашем городе, или если бы я жил там, где вы, и мы бы общались тесно, то я думаю, вы бы тоже поняли логику связи.
Еще вам там не нравился ритм. Так, когда душа летить, ритм разве прослеживаешь? И вообще, Вы всех людей так же потрошите, то бишь, препарируете, докапываясь до пресловутой сути?
РИТМ! Он нужен в первую очередь!
И - что Вы с ней, с сутью, станете делать, если, не дай Бог, докопаетесь до неё? Не задумывались? Или не осталось, чем думать? Так знайте - её нет! Можете копать до посинения, впрочем, вам и до почернения не составит труда. Удачи!» Стихирцев еще раз перечел написанное, выдохнул, удовлетворенно улыбнулся, и старательно надписал конверт, четко выводя мелкие кругленькие буковки: «Редактору отдела поэзии Е.Макаркину». «Ну вот», - подумал он. - « Поэзию отстоял, теперь можно и к Сереге, пивка хлебнуть. А завтра тогда схожу на почту. Заказным отправлю. Чтобы точно дошло... А то сидять там у себя в кабинетах, редакторы, панимашь, пишут про поэзию, чего ни попадя. Нехай хоть раз в жизни живого человека услышать…»
(с) Константин Нестеренко (Грифон) С уважением, Кристина Денисенко
Сообщение отредактировал 7фиалок - Воскресенье, 29.06.2014, 14:32
Дата: Воскресенье, 29.06.2014, 16:41 | Сообщение # 4
Лоцман
Сейчас: На суше
"...А ты..?! Меня не любишь ты, наверно, Но от восточных от раскосых глаз Лица твоего смуглого овала Счастье промчалось лихо мимо нас, Закрыв лицо цветастым покрывалом..."
Вот такие шедевры, по-моему, прекрасно поднимают самооценку и настроение.
"И скачет сердце в огненном порыве, Дрожат ресницы, словно в нервном срыве. Закрою дверь, Открыв окно навстречу. Появится ли зверь, Который сердце лечит?"
Отзыв: "Восхитительно!!! Попробуйте как-нибудь на досуге закрыть дверь и открыть НАВСТРЕЧУ ДВЕРИ ОКНО. Напишите в комментариях, если получилось, ага? Строка про "зверя, лечащего сердце", правда, заставила несколько призадуматься. По прошествии некоторого времени решил, что это, скорее всего, была скорая помощь с кардиологом. Летит, кричит, чем не зверь? И раскраска самая что ни на есть зверская. Яркая, агрессивная...
Откуда скорая? Так ну ясно же - довели человека до инфаркта попытками открыть окно навстречу двери. Кардиолога только жалко - придется ему через окно к пациенту добираться, бедняге. Ну ничего, врачи у нас еще и не такие трудности преодолевали..."
http://neogranka.ru/kritika....ij.html Читаю. Это, конечно, не критика - автор просто показывает то, что ему показалось бездарным. С уважением, Кристина Денисенко
Дата: Воскресенье, 29.06.2014, 17:59 | Сообщение # 5
Лоцман
Сейчас: На суше
"Я встречал тебя утром весенним Одинокий, усталый, небритый. И тогда я вставал на колени, Под себя поджимая копыта. Я ходил целовать твои ноги. Я любил твоё платье в горошек. Я вдыхал ароматы берлоги, И ласкал твоих плюшевых кошек…" (Дмитрий Шунин, «Я встречал тебя утром весенним»)
"Ну, поскольку с копытами – типа, выходит, лиргерой – копытное животное. Лошадь. Ну, или олень. А теперь подумаем о нашей реакции при виде небритого оленя (да хоть бритого)))), пытающегося поцеловать ноги дамы… Ну, правильно, дама перепугается насмерть и скроется. Вот и останется несчастному герою... ммм… ласкать плюшевых кошек, и… ммм… любить – сугубо платье в горошек, которое, видимо, хозяйка в панике оставила, со всех ног улепетывая от любвеобильного парнокопытного.
Естественно, не мог не задаться вопросом – что же вызвало такое непредсказуемое поведение животного? Ответ нашел в предпоследней строке цитаты. Кто-нибудь представляет себе, чем именно и насколько насыщенно ароматизирует берлога весной, если в ней всю зиму провел ее хозяин-медведь?
Мне вот как-то даже представлять не жаждется… мало ли чего потом начнется, а я вот поужинал недавно так это…"
Еще заметила, что критик должен обладать чувством юмора! (Хотя сайте по ссылке критика больше похожа на "выставить на посмешище тех, кто мнит себя поэтами". И смешно, и грустно. Автор статьи просто высмеивает, но не учит как надо писать) С уважением, Кристина Денисенко
Дата: Понедельник, 30.06.2014, 14:35 | Сообщение # 6
Лоцман
Сейчас: На суше
Я решила для себя, что каждый день в течении июля буду разбирать хотя бы одно стихотворение. Ни дня без критики! Потом буду критиковать по настроению, желанию, времени и т.д, а пока буду учиться :)
Сегодня я решила взять первое попавшееся стихотворение (или просто творение). Зашла на stihi.ru, и вот:
Нирвана Кирилл Катюшин
Хорошо, что земля ещё снизу. Воспоминания рваные.
Я во сне стоял на карнизе, А проснувшись, сорвался в нирвану
И летел девять тысяч метров, Будто цапля - крылатая пика,
Попадая в течение ветра, Чьим-то шёпотом, чьим-то криком.
Что за образы-видения были у автора, остается загадкой. На это произведение написано 186 рецензий!!! Лично для меня stihi.ru не место для общения и обсуждений – просто склад (архив!), а тут такое «гениальное» произведение и 186 рецензий. «Замечательные стихи. Короткие, но очень красивые!», «Удивительное стихотворение - запечатлённое мгновение полёта - падения :)»… Естественно, я не буду перечитывать все «хвалебные оды», потому что мне это неинтересно. На мой взгляд, в этом «шедевре» нет ни поэтической чувственности, ни притягивающих внимание образов, есть загадка, а точнее недосказанность, отсутствие не просто штрихов, а даже четкий линий. Ничего светлого, побуждающего нет. Какая тема, идея, в чем смысл? Кто-то летит «будто цапля»… Все нужно додумывать самой.
Рецензия на «Нирвана» (Кирилл Катюшин)
Я писал вольный стих ни о чем, Нет сюжета, морали и прочего,
Ну и пусть, а мне все нипочем, Просто стукать по клавишам хочется..
Ну а вдруг кто возьмёт и прочтет, Сам найдет в нем, и смысл и прочее...
Ну а я тут совсем не при чём, Просто стукать по клавишам хочется
Цезар Данте
Я же думаю, что стоит все-таки разобраться и поискать смысл. Не потому что мне безумно понравилось это стихотворение с первых строк, но…
Первым делом я проверила ритм: --!!-!-!!- ---!--!-- !!!-!!-!- !-!--!--!- !-!!-!-!- !-!--!--!- -!---!--!- !!!--!!!-
Очень жаль, но автор не придерживается ритма. Это не анапест (Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - ! )), но если бы «отшлифовать» вторую, третью и седьмую строки, то был бы анапест. То есть у нас уже два явных минуса: качество раскрытия идеи и ритмичность. Пунктуация: в порядке. Даже между деепричастием и союзом «а» запятую не поставил (!). «Цапля - крылатая пика» тут вместо дефиса нужно тире. Орфография: в порядке. Общее ощущение: обрывки мыслей, сюжетов, картинок. Стихотворение то ли о полете, то ли ни о чем и написано не по нормам стихосложения.
Автору нужно учиться правильно отражать свои мысли в теме и идее стихотворений. Для этого не мешало бы, прежде чем писать, подумать над тем, что он хочет сказать читателю. Уверена, мысли автора были гораздо глубже, чем он смог нам поведать, но он не смог их передать в полной мере. То есть каждый читатель на свой лад дополняет его строки своим смыслом, если, конечно же, не отмахнется и не переключится на более совершенное стихотворение. Не хватает остроты, накала, переживаний. А ведь можно было написать так, чтобы читатель увидел ЛГ бледного, перепуганного, стоящего в раме распахнутого окна на фоне черной комнаты, мрачную ночь, сонный город, небо в свинцовых тучах, боль и страдания во взгляде ЛГ на дорогу, намекнуть на причину его поступка, разрисовать этот момент более точно, чтобы читатель проникся духом к ЛГ, сочувствовал ему и старался понять… а потом ЛГ просыпается, и фраза «Хорошо, что земля ещё снизу» воспринимается совершенно иначе. Ведь действительно хорошо, что земля еще снизу. И еще, чтобы раскрыть душу ЛГ, нужно больше внимания уделять поэтическому языку. Не обязательно использовать «космические красивости», но и сухим текст не должен быть. Читатели любят стихи из-за их красоты, грусти ЛГ, переживаний… нужно уметь затронуть сердце читателя и при этом не отклонятся от выбранного ритма (заданного в первой строке). http://www.stihi.ru/2012/10/26/768 Я предполагаю, что автору моя критика не понравится. Он явно привык к крикам "Браво!" С уважением, Кристина Денисенко
Дата: Понедельник, 30.06.2014, 14:54 | Сообщение # 7
Лоцман
Сейчас: На суше
Как разбирать стихотворения с точки зрения его фонического, звукового построения - метрики, ритмики, рифмы, строфики и прочим характеристикам
Внимательно прочитайте стихотворение. 1. Определите, к какой системе относится стихотворение: тонической, силлабической, силлабо-тонической.
Если есть два ритмообразующих фактора - слог и ударение, закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными – это силлабо-тоническая система. Силлабо-тоническая система (слого-ударная) основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.
Если происходит чередование равносложных строк, причем, количественное соотношение слогов является ритмообразующим фактором, а остальные факторы (долгота слогов, их ударность) не принимаются во внимание – это силлабическая система.
Если же число ударных слогов в стихотворной строке регулируется, а число безударных слогов более или менее свободно – вы имеете дело с тонической (акцентной) системой стихосложения.
2.Определите размер.
В силлабо-тонической системе используются пять размеров: Ямб – двусложный размер, включающий в себя короткий (безударный) и долгий (ударный) слоги. Хорей - двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий слоги. Дактиль – трехсложный размер, состоящий из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Амфибрахий - стихотворный размер, образуемый трёхсложными стопами с ударением на втором слоге. Анапест - трёхсложный стихотворный размер, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.
В зависимости от количества стоп можно сказать, каким именно сложным размером организовано стихотворение.
3.Если строки по длине не одинаковые, не забудьте указать, что происходит усечение (наращивание) строки. Если первая и третья строка длиннее второй и четвёртой, то происходит усечение безударного слога. Если первая и третья строки короче второй и четвёртой – наращивание.
4.Если первая и третья строка стихотворения оканчивается на ударный слог (мужская клаузула), а вторая и четвёртая на безударный (женская клаузула), запишите, что происходит чередование мужских и женский клаузул. И наоборот.
5.Определите, с какой рифмовкой строфа четверостишия: смежная (аавв), перекрёстная (авав), охватная (авва).
Дата: Понедельник, 30.06.2014, 16:05 | Сообщение # 8
Лоцман
Сейчас: На суше
План анализа стихотворения
Вариант 1
1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?
2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
3. Каким вы представляете себе лирического героя?
4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
Вариант 2
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?
4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
5. Звуковой фон стихотворения.
6. Цветовой фон стихотворения.
7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
8. Категория пространства.
9. Особенности композиции стихотворения.
10. Жанр стихотворения. Тип лирики.
11. Литературное направление (если можно определить).
12. Значение художественных средств.
13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним.
План анализа лирического стихотворения.
1. Дата написания с историческим или библиографическим комментарием.
2. Связь стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи стихотворения).
3. Жанр стихотворения, его жанровое своеобразие
4. Тема и идея (идейное содержание) стихотворения:
5. О каких явлениях жизни говорит поэт?
6. Как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни?
7. Пафос стихотворения.
8. Структура стихотворения:
План анализа стихотворения для урока литературы
Один из вариантов анализа стихотворного текста:
Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии:"Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать").К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).
Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
Учитель русского языка и литературы Конусова Светлана Владимировна
Дата: Понедельник, 30.06.2014, 17:03 | Сообщение # 9
Лоцман
Сейчас: На суше
ОБ АВТОРЕ НЕЖНОМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО ИЛИ ЛИТЕРАТУРНО-КУЛИНАРНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ
Любой автор, хотя бы раз в своей жизни написавший какие бы то ни было стихи, вправе считать себя поэтом. Даже если и рифмы в его виршах, мягко говоря, не новы, и размер перемещается с амплитудой весьма и весьма подгулявшего ресторанного завсегдатая. «Стихи пишу? Да! Значит - поэт…» - решает такой горе-автор и торжественно несет свое горе-творчество на ближайший литературный портал…
А там его встречают злобные критики, не расположенные к снисхождению к литературным порывам (впрочем, скорее, потугам) нежной и трепетной авторской души, и начинают разбирать стихотворение, что называется, «по косточкам»: тут не то, здесь не так, а вот тут вообще ужас что вышло… Вполне естественно, что оскорбленный в наивозвышеннейших чувствах автор, доведенный до отчаяния беспардонностью борцов за чистоту литературы, горячо и страстно вопияет в окружающее виртуальное пространство: да как же так, я ведь от души оторвал, из сердца самого вынес на суд ваш, а вы…
Ну, вынес. Хорошо, пусть даже из сердца, а не откуда-нибудь еще, как бы исходный продукт ни выглядел…. Нет, оно, конечно, понятно, старался, писАл. Я даже готов поверить, что старался изо всех сил!
Но давайте на время отвлечемся от хода литературного процесса и представим себя... ну, скажем, в ресторане. Вы пришли туда отдохнуть от трудов праведных, порадоваться кулинарным изыскам разрекламированного повара и приятной музыке…
И что же Вы видите?
На столике, за который Вас посадили - грязная, засаленная скатерть, тапер извлекает из вконец расстроенного инструмента то, что можно слушать, будучи только весьма и весьма выпивши. А в довершение ко всему – отбивная, которую Вам принесли, не только пересолена, но и явно родная сестра-близнец подметки Ваших туфлей…ну, по степени жесткости, так однозначно так и есть… Ваше терпение на исходе, с чувством ударив кулаком по столу, Вы требуете: «А подать сюда повара, я ему расскажу, где кузькина мать раком зимует!»
…И сталкиваетесь с невиннейшими взглядами наичестнейших глаз администратора зала, тапера и субьекта в белом колпаке, которые заявляют - дескать, мы не понимаем сути Ваших претензий, милейший! Мы же так старались! От души, можно сказать, из самой глубины чувств - все для Вас! Как это может быть, чтобы Вас что-то не устраивало, Вы, видимо, что-то не так поняли просто!
Ничего не напоминает ситуация?..
В реальности клиент ресторана, скорее всего, как минимум, почувствует себя обманутым - и дальше будет действовать в зависимости от своей фантазии и возможностей: либо в органы защиты по правам потребителя обратится, пытаясь добиться Страшной Бюрократической Мести, либо попросту начистит физиономии троим «старателям». И уж точно не придет сюда еще раз и не рекомендует подобного визита своим друзьям и знакомым.
Посетители литературных порталов подобного, увы, не могут. Посему им остается только выражать свое мнение лишь комментариями к размещенному тексту. Или же самим фактом прочтения произведений того или иного автора… либо игнорированием особо душенемыслимых страниц. Общее у посетителей литпорталов и ресторанных клиентов в данном случае будет только одно - чувство обманутости.
А стоит ли позволять нежным трепетным авторским душам кормить своих читателей такой же низкопробной белибердой от поэзии, которая выплескивается из всех щелей Интернета – решать тем, кто ее читает.
Если она Вам нравится - продолжайте читать и затерто благодарить за стотысячпятидесятый раз сказанные банальности, восхищаться строчками с отсутствием рифмы, и аплодировать тому, что автор не в состоянии выдержать хотя бы подобие ритма на протяжении трех катренов - Ваше право. Бумага (впрочем, в данном случае - монитор) все стерпит.
А литература?...
(с) Константин Нестеренко(Грифон) С уважением, Кристина Денисенко
Дата: Понедельник, 30.06.2014, 22:43 | Сообщение # 11
Лоцман
Сейчас: На суше
Ю-ла,
ЦитатаЮ-ла ()
оказывается у критиков нелегкий хлеб
Согласна. Я думаю, от этих статей, профи не станешь, но на ступеньку точно поднимешься. Узнавать что-то новое всегда полезно. Тем более подобные знания помогут писать стихи лучше! С уважением, Кристина Денисенко
Мы с тобой повстречались весной. В синеве твоих глаз утонула. / утонула в синеве и в улыбке – без точки И в улыбке твоей озорной, Столько чувств, что во мне всколыхнула. / запятая лишняя (слова не на своих местах)
Я на век потеряла покой. Без тебя не дышу, не живу я. Ощущать я хочу лишь с тобой. Сладость губ твоего поцелуя.
Ты меня своим чувством пленил, Искупал в океане объятий, Млечный путь предо мной постелил И браслеты из звёзд для запястий.
Сотворил ты их все для меня / запятая Чтобы вечно была я твоею. Согреваюсь, от счастья огня. / лишняя запятая От любви я тот час же пьянею.
Исчезает весь мир вокруг нас. Лишь вдвоём мы с тобой оказались. Я тону в глубине твоих глаз. / лишняя точка И молю, чтоб меня не спасали.
Я дышать одной жизнью с тобой Так хочу, и другой мне не надо. Я иду за своею мечтой. Вместе быть – это наша награда.
Не знаю, почему, но я первым делом обращаю внимание на ритм и параллельно на смысл того, что читаю.
Данное стихотворение имеет четкую схему, и эта схема работает от первой до последней строчки:
Мы с тобой повстречались весной - -! - -!- -! (9 слогов) В синеве твоих глаз утонула - -! - - ! - -!- (10 слогов) И в улыбке твоей озорной - -!- -! - -! (9 слогов) Столько чувств что во мне всколыхнула - - ! - - ! - -!- (10 слогов)
Это анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - !).
Продолжим разбирать стихотворения с точки зрения его фонического, звукового построения – метрики, ритмики, рифмы, строфики и прочим характеристикам:
Определим, к какой системе относится стихотворение: тонической, силлабической, силлабо-тонической.
У нас есть два ритмообразующих фактора – слог и ударение, закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Значит, это силлабо-тоническая система.
В силлабо-тонической системе используются пять размеров: Ямб, Хорей, Дактиль, Амфибрахий, Анапест (трёхсложный стихотворный размер, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога).
В зависимости от количества стоп мы можем сказать, каким именно сложным размером организовано стихотворение: трехстопный анапест.
(Стопа́ — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная ритмическим ударением в стихе)
У нас 3 ударных слога – поэтому это трехстопный анапест.
Смотрим дальше: строки по длине не одинаковые, происходит наращивание (первая и третья строки короче второй и четвёртой).
Первая и третья строка стихотворения оканчивается на ударный слог (мужская клаузула), а вторая и четвёртая на безударный (женская клаузула), то есть происходит чередование мужских и женский клаузул.
Теперь смотрим на рифмы: Строфы четверостиший с перекрёстная (авав) рифмовкой. Еще бывает смежная (аавв) и охватная (авва).
Весной - озорной утонула – всколыхнула (глагольные)
покой – тобой живу я – поцелуя
пленил – постелил (глагольные) объятий – запястий
меня – огня твоею – пьянею
нас – глаз оказались – спасали (глагольные)
тобой – мечтой надо – награда
Уникальных рифм нет.
Стихотворение пропитано настроением влюбленности, этого романтического чувства, от которого кружится голова у юных девушек. ЛГ явно ранимая впечатлительная особа, молодая и неопытная в любовных делах. На протяжении всего стихотворения автор рассказывает о любви ЛГ и о том, как ее «пленили». Первая строка, на мой взгляд, не играет особой роли. «Мы с тобой повстречались весной», а могли и летом, и осенью. Здесь суть в том, что повстречались. Он и она. Но это видно чуть ли не в каждой другой строчке по обилию действий (глаголов) героя. Поэт или влюблен (а), или в его душе звучит мелодия первого свидания. Возможно, это воспоминания, а возможно, автор от скуки придумывает себе любовь и, когда начинает стучать по клавиатуре, мысленно совершает путешествие в сказочный розовый мир с пестрыми цветами и порхающими бабочками. И если в первой строчке герои познакомились, то в последней автор утверждает, что «Вместе быть - это наша награда». В принципе эмоциональный уровень вырос, так как по нарастающей ЛГ делилась своими чувствами, но у меня возник вопрос по смыслу: за что, собственно говоря, награда? Были какие-то преграды, борьба? Счастью влюбленных что-то угрожало? Никаких намеков на угрозы в стихах не нашла. Что же, видимо, какие-то преграды остались между строк.
Звуковой фон стихотворения натолкнул на мысли о красоте природы: прибрежные синие волны, прибой, звездное небо, будто играла классическая музыка (фортепиано и скрипка!). Цветовой фон стихотворения как коктейль летней ночи и дневного цветочного сада. Категория времени в стихотворении: переплетение воспоминаний и планы (надежды) на совместное будущее. Категория пространства: и Млечный Путь, и океаны, но все образно! Автор видит необычное в обычном, и может «из мухи слона раздуть». «…постелил и браслеты из звёзд для запястий». Какой волшебник этот герой! Только зачем браслеты стелить? Уже бы на запястьях и расстегнул их! Особенности композиции стихотворения: ведущее чувство – любовь, лирическая ситуация – признание в любви и чуть ли не утверждение, что это чувство навсегда. ЛГ говорит, герой слушает. В каждой строфе раскрывается часть основной мысли (идет перечисление). Смысл строф сопоставлен. Последняя строфа особо не значима для раскрытия идеи и не содержит в себе никаких выводов, кроме желания «дышать одной жизнью» и утверждения, что «Вместе быть - это наша награда». Жанр стихотворения: любовная лирика. Значение этого стихотворения в творчестве поэта: вероятно, оно все-таки несет в себе некие личные переживания и служит как фотоальбом своего рода, только вместо привычных картинок – картинки из слов! В мире миллионы похожих стихотворений и возможно, оно и не имеет никакой ценности для литературы, но для автора оно может быть, несомненно, важным, значим и ценным, как воспоминания. Относительно техники: «В синеве твоих глаз утонула. И в улыбке твоей озорной, Столько чувств, что во мне всколыхнула» Сложно сразу понять, что к чему. Напишем прозой: (Я) утонула в синеве твоих глаз и в озорной твоей улыбке, что (которая) всколыхнула во мне столько (много) чувств. Конечно, понятно, что хотел сказать автор, но вот, когда в строке меняют слова местами, затрудняется восприятие. Подобное явление нежелательно. Так же следует отметить повтор слов: твоих – твоей. По смыслу и так понятно, о ком идет речь.
«Ощущать я хочу лишь с тобой. Сладость губ твоего поцелуя». Тоже самое: тобой – твоего… и дальше еще неоднократно повторяется. Считать местоимения я не стала, но то, что их многовато – это факт.
Вывод: Есть и плюсы, и минусы. Автор умело пользуется стихотворными нормами, в подтверждение тому 6 строф в трехстопном анапесте. Тема, конечна, не нова, но любовь, как преступление, не имеет срока давности! С уважением, Кристина Денисенко
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство. Определить "принадлежность" чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная); - определить организацию (композицию) лирического произведения; - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); - определить лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика...); - определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение); - определить звуковой рисунок; - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); - без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения. Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - паралеллизм; - сравнение; - эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Чтобы все это понять, и месяца не хватит...
С уважением, Кристина Денисенко
Сообщение отредактировал 7фиалок - Вторник, 01.07.2014, 16:48
Сегодня сделала разбор стихотворения анонимного автора с НГ:
Как сложно сделать шаг, Решительный и верный, Как больно, посмотрев назад, Понять, нет жизни больше прежней.
Бежать бы надо! Но куда? Путь в будущее так запутан. Молиться надо, верить, но душа, Она кровит, а разум мрачностью окутан.
Что делать? Быть как? Помоги! Мне Боже милый, умоляю, Ты путь в спасенье укажи, Подай мне руку, погибаю…
Здравствуйте, уважаемый автор. Первое, что бросилось в глаза, — это размер вашего стихотворения. Число слогов в строчках разное. Посмотрите:
Как сложно сделать шаг ! !- !- ! (6 слогов) Решительный и верный -!-- ! !- (7 слогов) Как больно посмотрев назад ! !- --! -! (8 слогов) Понять нет жизни больше прежней -! ! !- !- !- (9 слогов) Бежать бы надо Но куда -! ! !- ! -! (8 слогов) Путь в будущее так запутан ! !--- ! -!- (9 слогов) Молиться надо верить но душа -!- !- !- ! -! (10 слогов) Она кровит а разум мрачностью окутан -! -! ! !- !-- -!- (13 слогов) Что делать Быть как Помоги ! !- ! ! --! (8 слогов) Мне Боже милый умоляю ! !- !- --!- (9 слогов) Ты путь в спасенье укажи ! ! -!- --! (8 слогов) Подай мне руку погибаю -! ! !- --!- (9 слогов)
Нужно придерживаться одного ритма и размера от первой до последней строчки. Соответственно, некоторые строки нужно нарастить, другие – укоротить.
Ваше стихотворение написано ямбом. Относится к силлабо-тонической системе (слого-ударная), то есть, основано на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.
Ямб – двусложный размер, включающий в себя короткий (безударный) и долгий (ударный) слоги.
В зависимости от количества стоп можно сказать, каким именно сложным размером организовано стихотворение, но в этом стихотворении число стоп постоянно меняется.
Первые и третьи строки четверостиший оканчивается на ударный слог (мужская клаузула), а вторые и четвёртые – на безударный (женская клаузула). Происходит чередование мужских и женский клаузул.
Строфы четверостиший с перекрёстная (авав) рифмовкой. Рифмы неточные, неуникальные.
Стихотворение, я бы сказала, рассуждение. Оно вызывает чувства сопереживания герою. Ощущается нерешительность, сомнения, страх и НАДЕЖДА! Герой боится перемен, но понимает, что они неизбежны. Именно в финале стихотворения все больше чувствуется НАДЕЖДА. Просьба к Богу и формирует это чувство.
При чтении воображение рисует сначала мрачную картинку: дорога, перекресток, человек в замешательстве, он оглядывается… я даже вижу его лицо и боль в глазах. Потом небо… и картинка светлеет. Герой протягивает руку к небесам с надеждой…
Лично я представила себе героя – жителя Донбасс, за спиной которого родной дом, а впереди танки укр.армии, и герой стоит и думает: «бежать или остаться». Можно представить любую другую ситуацию, когда человек стоит перед выбором.
В словах «Молиться надо, верить» автор прямо выражает свое отношение к ситуации. Надежда умирает последней.
Но число слогов нужно уровнять обязательно. Тогда получится хорошее во всех смыслах стихотворение.
Желаю удачи в творчестве.
Неблагодарное это дело - стихи разбирать. Все такие "добрые" и так "счастливы" когда им говорят "а ритма нет"... как будто корону с головы сбиваешь :) С уважением, Кристина Денисенко
Айяйяй! Я тоже хочу, что бы по косточкам разложили какое-нибудь моё творение. Требую!!!! Вот, например,Кристина, возьми из моих Пенат. Пожалуйста!!! Как берегла последний чистый лист в моём блокноте.