Кристина | Дата: Вторник, 29.07.2014, 20:43 | Сообщение # 76 |
Лоцман
Сейчас: На суше
| 10.Художественные детали.
О художественной детали в произведении
«На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д'оранжем. Тонкий только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчи ной и кофейной гущей».
Так начинается чеховский рассказ «Толстый и тонкий». Что в этом описании главное? Два приятеля. Они охарактеризованы двумя словами — толстый и тонкий. Как они выглядели, как одеты — об этом автор не сообщает. Но как много мы узнали из четырёх-пяти предложений об этих людях!
Узнали, благодаря выразительным подробностям: толстый пообедал, а тонкий только что вышел из вагона; от толстого пахло дорогим вином (хересом) и одеколоном (флёр-д’оранжем), а от тонкого — ветчиной и кофейной гущей, к тому же был он навьючен чемоданами, узлами, картонками.
Названные подробности дают нам представление о месте каждого из героев в жизни: один — преуспевающий, второй — мелкий чиновник. Эти подробности называются в литературе художественными деталями.
Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа; детали помогают представить описываемых героев со всеми их неповторимыми особенностями, во всей их непохожести. Деталями в художественном произведении могут служить предметы, окружающие; героя, жильё, мебель, одежда, еда. Особенности внешнего облика, жесты героев — и это детали.
Их роль в произведении — дать представление об индивидуальности героя, о неповторимости явления, создать яркий образ.
Такие: жена-лютеранка, урождённая Ванценбах; детали поведения мальчика Нафанаила (подумал и снял шапку, подумал и спрятался, вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира; имя Нафанаил — тоже деталь). Эти детали направлены не только на характеристику героев, но и на то, чтобы создать наиболее полную картину жизни, со всеми его причинно-следственными и случайными связями. В этом значении Чехов первым начал вводить в художественную ткань произведения детали «ненужные», «лишние» на первый взгляд. Разговор двух людей не освобождён от окружающих предметов, они существуют помимо их воли и желания. Детали обстановки и жесты героев не усиливают и даже не уточняют разговор, они его сопровождают, но они помогают создать наиболее яркую и впечатляющую картину для читателя.
Итак, художественная деталь — это выразительная подробность, указывающая на предметы, окружающие людей, способы поведения литературных героев, их жесты; деталь помогает создать художественный образ, нарисовать картину жизни, существующую помимо воли и желания героев».
Деталь – это, как известно, составная часть чего-то целого. Вот, например, идет человек – беглый взгляд и общая картинка есть – дальше рассматриваем детали: галстук, туфли, стрижка, руки, глаза, губы (в любом порядке). Так и в стихотворениях – образ состоит из деталей. Детали усиливают впечатление о целом (о человеке, о произведении). Именно детали помогают читателю почувствовать и отношение автора к своим героям.
Разбирая стихотворение, сначала нужно определиться, где «скелет», а где детали. Что же здесь основное? – «Домой вернулся целым и невредимым» – все. Как дополнение – причина: ЛГ в своем родном поселке и его там никто не может ни избить, ни покусать. Если «гулял всю ночь» еще можно отнести к деталям, имеющим отношение к «целостности и невредимости», то при чем здесь утренний чай, что говорит эта деталь, что подчеркивает? То, что уже было сказано первыми словами – ЛГ гулял всю ночь? На мой взгляд, эта фраза (деталь) не несет никакой смысловой нагрузки: ЛГ мог носки постирать в ванной, например, и это бы, по крайней мере, как-то характеризовало героя.
«У нас, в отличие от центра, своих не бьют, чужих, похоже, нет» – здесь все детали работают на образ, характеризуют ситуацию. Про собак тоже удачно сказано, но про морозы и жару – опять какая-то непонятная и несущественная деталь. Почему «В мороз – тепло, в жару у нас – не душно»? А в центре зимы не такие, как в деревне? Я этого вообще себе не представила: может, тот центр и тот поселок на разных материках вообще находятся?
Но если «опустить непонятки», то в своем стихотворении автор осуждает бешеный ритм жизни больших городов, говорит о молодом поколении, у которых в моде «попросить сигаретку» у незнакомого одинокого человека, о том, что они с жестокостью могут избить, что они злые, как собаки.
Образ лирического героя у меня вызывает ряд вопросов: 1) Наверно, ЛГ – это молодой человек: всю ночь гулял – полдня спать будет – бездельник. 2) Но его рассуждения не похожи на рассуждения молодого человека: опытный, набожный. 3) Может, он холостяк, неоднократно сталкивающийся со всеми «прелестями» городской жизни (невесту искал, но то собаки покусали, то отколотили незнакомцы, то рукавички дома забыл и замерз в городе). Автор дал понять только то, что ЛГ – живет в поселке и доволен этим. ________________________________________________________________________________
11.Жанр произведения.
Акростих - Стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу. Анациклический стих - Стихотворение, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу. Аполо́г - (нравоучительный) рассказ (повествование), построенное на аллегорическом (иносказательном) изображении животных или растений.
Баллада - Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. Басня - Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Белый стих - Стихотворение без рифмы. Буколика - Общее название двух часто смешиваемых жанров античной «пастушеской поэзии» — эклоги и идиллии; в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название от заглавия цикла стихов Вергилия. Буриме - Стихотворение на заданные ранее рифмы. Бурлеска - Жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного.
Дифирамб - Античная торжественная лирика. Дума - Размышление поэта на философско-социальные темы.
Идиллия - Поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически).
Кантата - Жанр торжественной лирики, бытовавшей в России в 18-нач.19вв. Писалась на определенные торжественные случаи. Канты - Жанр старой одической поэзии, стихотворное произведение, сочиненное по поводу какого-либо торжества; также полудуховные-полусветские стихи, распевавшиеся паломниками для получения подаяния.
Мадригал - Вначале -жанр идиллической лирики, порой фривольного характера; теперь- небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено (чаще всего- к женщине). Марш - Лирический жанр гражданской поэзии. Медитативная лирика - Философское стихотворение. Месостих - Стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что отдельные буквы, расположенные в определенном порядке, составляют слово, выражение или имя адресата стихотворения. Миниатюра - Небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием.
Надпись - Малый стихотворный жанр. Ноэль - Французская народная сатирическая песенка; стихотворение из 8 строчек.
Ода - Торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Октава - Стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс.
Палиндром - Стихотворение, читающееся справа налево и слева направо. Панторим - Стихотворение, в котором почти все слова рифмуются между собой (Кошечка в окошечке, кошурка в печурке). Пастораль - Жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев. Песня - Род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом. Плач - Жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Подражание - Стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизованное в духе поэзии данного поэта. Послание - Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский).
Ритурнель - Трехстрочная строфа. Стихотворный размер свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой 1 и 3 строки, средний стих остается без рифмы (холостым). Романс - Небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви. Рондель - Стихотворение из 13 строк, в котором повторяются две рифмы. Рондо - Твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
Сицилиана - Стихотворение из восьми строк с двумя перекрестными рифмами Сонет - Твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов». Стансы - Небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли.
Тавтограмма - Игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы Триолет - Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены.
Центон - Стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов.
Экспромт - Небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства. Элегия - Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского ). Эпиграмма - Короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики. Эпистола - Стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
Ямбы - Жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написан ямбическими стихами.
Гулял всю ночь – домой вернулся целым и невредимым ... Чаю под рассвет попил ... _У нас, в отличие от центра, своих не бьют, чужих, похоже, нет. Зло не пристало к нашему посёлку: без доброты нам – жителям – никак ... Собаки наши – добрые, поскольку других у нас не водится собак. В мороз – тепло, в жару у нас – не душно ... У нас – как воплощенье естества – всегда жила церквушка, потому что здесь не было не помнящих родства.
В этом стихотворении лирики мало – сухое повествование. Автор рассказывает о событиях, об обстоятельствах, главное – именно рассказ, а не внутренний мир ЛГ, ни его чувства и переживания. «В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика», а здесь скорее не переживания, а констатация фактов (как хорошо «у нас» в поселке и как плохо где-то в центре).
Из жанров в стихотворении проявляются элементы схожие с думой и античной идиллией, только мирная добродетельная сельская жизнь показана читателю не на фоне прекрасной природы – автор использовал контраст и сравнивал поселок с городом.
Вот о стихотворении «Дума» Лермонтова один критик сказал, что оно не вмещается в границы какого-либо определенного жанра (ни традиционная элегия, ни философская элегия, ни гражданская ода), а стихотворение «Гулял всю ночь» до границ каких-либо определенных жанров не дотягивает. С натяжкой можно отнести к гражданской лирике.
«Гражданский поэт — глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом, гражданская поэзия есть художественная публицистика в стихах».
«Гражданская лирика жанр, в котором автор передает свои субъективные переживания, мысли, рассуждения о том, что происходит вокруг него. Основной темой произведений, написанных в жанре гражданской лирики, становятся патриотизм, размышления о Родине, государственности, гражданском долге».
В плане разбора есть такой вопрос: «К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)?»
Поскольку «в наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие", то данное произведение я бы отнесла к мастерству откровенных разговоров на кухне, не больше (никакой музыки, драм и кино).
BIB, Борис Иванович, а вы бы к какому жанру отнесли и с каким искусством сравнили?
С уважением, Кристина Денисенко
|
| | |
|
Кристина | Дата: Среда, 30.07.2014, 19:47 | Сообщение # 77 |
Лоцман
Сейчас: На суше
| 12. Авторская позиция.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров.
Существуют разные способы выражения авторской позиции.
1. Прежде всего это прямое высказывание автора: Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою! А. С. Пушкин "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды" Л. Н. Толстой
2. Авторскую позицию может выражать и наиболее близкий автору герой (Чацкий в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Соня Мармеладова в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского). Отношение автора к герою выражается не только в прямых высказываниях, но и косвенно: через портрет, особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", отрицательно характеризует действующих лиц), через своеобразие речевой характеристики героя, через раскрытие его мыслей и чувств. В качестве способов выражения авторской позиции могут использоваться заглавие произведения ("Горе от ума" А.С. Грибоедова), эпиграфы ("Береги честь смолоду..." в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина), образы природы, мир вещей и т. п.; в драматическом произведении — ремарки.
Гулял всю ночь – домой вернулся целым и невредимым ... Чаю под рассвет попил ... _У нас, в отличие от центра, своих не бьют, чужих, похоже, нет. Зло не пристало к нашему посёлку: без доброты нам – жителям – никак ... Собаки наши – добрые, поскольку других у нас не водится собак. В мороз – тепло, в жару у нас – не душно ... У нас – как воплощенье естества – всегда жила церквушка, потому что здесь не было не помнящих родства.
Авторская позиция в этом произведении: автор доволен своим героем, изображая его отношение к тихой и спокойной деревенской жизни. ЛГ своими мыслями и рассуждениями открывает истинное отношение автора к современности, к религии, к человечности.
Тема социально значимая – изменения мировоззрения и моральных качеств в зависимости от места жительства, ритма жизни и веры в Бога. В произведении говорится, что жить в маленьком поселке намного безопаснее, чем в центре большого города, что сельские люди добрее, отзывчивее, что чтят библейские заповеди, и можно хоть всю ночь гулять и утром вернуться домой целым и невредимым. Нелюбовь и неодобрение к городской жизни даже не завуалировано – автор прямо утверждает посредством ЛГ, что «у нас, в отличие от центра», все просто замечательно, даже собаки не кусаются. Это впрочем, и есть главная мысль, обобщающая смысловое, образное и эмоциональное содержание стихотворения: контраст между поселком и городом, и как заключение последние строки: «У нас – как воплощенье естества – всегда жила церквушка, потому что здесь не было не помнящих родства». Этим автор и заставляет читателя призадуматься.
С уважением, Кристина Денисенко
|
| | |
|
BIB | Дата: Среда, 30.07.2014, 20:36 | Сообщение # 78 |
Светлая память
Сейчас: На суше
| Существует ещё такой жанр, как городская лирика, отражающая быта большого города, с его развитой инфраструктурой и техникой, особенностями психики горожан, сформированной городским укладом жизни. Она фигурирует в некоторых произведениях Уитмена, Брюсова, Северянина, Маяковского. Есть жанр сельской лирики. В нём присутствует патетика уклада жизни жителей российской глубинки, нивы, поля, приусадебные участки, животноводческие фермы и т.д. Самым ярким представителем певца этого жанра, так называемого жанра почвенников, был Есенин. Это же стихотворение я бы отнёс к поселковой лирике - лирики жителей небольших посёлков городского типа. Они уже отошли от сельской жизни, но не влились и в городскую. Их быт складывается под влиянием поселковогосовета, потребсоюза, местного участкового, унылой скуки Дома культуры, постоянного подспудного сравнения с жизнью райцентра. Я понимаю, что такого жанра официально не существует, но явление точно есть. И многие знакомы с ним. Так что придётся с натягом его укладывать в жанр городской лирики. С чем я не согласен, так это с сухостью повествования. Картина достаточно яркая. Проработав весь день на лесопилке или на сахарном заводике, герой, всю ночь размышляя об убогости своего существования, отсутствии перспектив развития личности, пытается найти хоть какие-то плюсы в окружающей среде: доброжелательность соседей, удачный климат, нет, не религиозность населения, но соблюдение традиций. А этого так мало для полноценной жизни в этом веке. И он наверняка ждёт выходных, чтобы вырваться из душных объятий своего маленького посёлка и окунуться в манящие огни районного центра, чтобы хоть там отвести душу. Он пока ещё не спился. Но в конечном счёте его ждёт эта судьба. Помните Веничку Ерофеева? Так живёт, в частности, всё Подмосковье. Так я вижу эту ситуацию. Кристиночка, простите мне моё многословие!
|
| | |
|